Образовательный центр № 11, более известный как 11-я школа, — третье по величине среднее образовательное учреждение Череповца и, пожалуй, одно из самых инновационных. Директор школы Сергей Ильин рассказал читателям cherinfo.ru, как приживался проект «Цифровая школа XXI века» и как сделать так, чтобы компьютерные технологии шли не во вред, а на пользу подросткам.

— В чем суть проекта «Цифровая школа XXI века»?

— Мы запустили этот проект в 2009 году. В его основе лежит единый план обучения, но меняются подходы к методам, формам и технологиям. Появилось много цифрового оборудования, дополнительные компьютерные и мобильные классы, интерактивные комплексы. Школе был выделен сервер с локальной сетью, в Интернет можно выходить с каждого рабочего места во время уроков. Все это повысило наглядность и качество обучения, о чем свидетельствуют результаты экзаменов в выпускных классах, результаты ЕГЭ. Сегодня такие проекты существуют практически в каждом муниципальном районе области, но шесть лет назад мы были первыми и единственными в городе.

— Это ведь не единственный ваш пилотный проект?

— В 2010 году в пилотном режиме мы одними из первых вошли в эксперимент по реализации госстандартов начального и общего образования. Арсенал электронных ресурсов и материально-техническая база школы позволяли нам это сделать. Поначалу это были только два класса. Но мы пополняем базу, в том числе за счет внебюджетных средств. Получили три мобильных кабинета. Это цифровые лаборатории с электронными микроскопами, электронные конструкторы. С такими технологиями учиться намного интереснее.

— В прошлом году к вашей программе подключились и дошкольники, а школа получила статус образовательного центра. Что это дает?

— Этот эксперимент заключается в непрерывности образования в течение всех лет обучения. У нас сейчас представлены четыре уровня образования: дошкольное общее, начальное общее, основное общее и среднее общее. Это позволяет выбирать оптимальную образовательную программу и реализовывать ее на всех уровнях, учитывая преемственность и плавный, безболезненный переход с одного уровня на другой. Пока еще рано подводить итоги, но в следующем году, когда к нам придут сегодняшние «подготовишки», можно будет оценить первые результаты.

— Какие еще новшества планируете вводить?

— Это реализация стандартов среднего общего образования, которые будут внедряться повсеместно уже в сентябре 2017 года. В этом году будем тесно работать по системе «школа — вуз». Уже есть договоренность с ЧГУ и с военным училищем. На третьем уровне образования будет вестись профильное обучение, а в девятых классах — предпрофильная подготовка.

— В любом деле трудно быть пионером. С какими сложностями пришлось столкнуться?

— Сложности были, не все получалось легко и просто. Прежде всего, мне самому приходилось быть в курсе всех новшеств, нормативно-правовых документов, законодательной базы. Приходилось изучать и думать, как это можно ввести у нас. Кроме того, таких школ в области было немного, не всегда была возможность перенять опыт или спросить совета. Поэтому и проектировали, и организовывали образовательный процесс в основном своими силами, обсуждали с коллективом наиболее сложные моменты.

— Часто ли директору школы приходится сталкиваться с неприятием новых идей?

— Поначалу были какие-то трения, недовольство, но потом люди почувствовали интерес, заинтересовались той же интерактивной доской, электронным дневником. Это значительно облегчило труд педагогов и улучшило их взаимодействие с родителями. Так что теперь педагоги интересуются инновациями, мы транслируем наш опыт на уровне города, области и страны. Только в прошлом году на наших практических семинарах побывало порядка 300 человек, которые положительно оценили и нашу проектную деятельность, и внеурочную работу, и контрольно-оценочную деятельность учащихся. Жизнь заставляет работать на развитие. Если не будешь развиваться, то и детей не будет в школе, а от этого теперь зависит финансирование.

— Как педагоги отнеслись к переменам?

— Был незначительный отток кадров из-за неуверенности в своих силах. Но пришли молодые педагоги, которые включились в работу. Но в основе остался прежний коллектив, в том числе и стажисты.

— Вы 25 лет отдали школе. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный педагог?

— Должен быть мудрым и справедливым, тактичным и креативным. Должен заинтересовать коллектив и детей. А для этого необходимо быть любознательным и инициативным. И, конечно, любовь к детям и умение передать свои знания. От того, как мы научим и воспитаем будущие поколения, зависит и общество.

— Как оцените молодых специалистов, которые приходят в школу? Они соответствуют этим требованиям?

— В большинстве своем — да. Но я обеспокоен тем, что специализация дается не в том объеме, как было раньше в пединститутах и университетах. Минимизированы часы на педагогику, психологию, отводится мало часов на возрастную психологию, что сказывается на профессионализме молодых учителей. Хотелось бы, чтобы в педагогических вузах, в том числе и нашей области, больше времени и внимания уделялось специализации. Потому что сегодня учителя совершенно не разбираются в некоторых вопросах. Хорошо, что у нас в городе сильная методическая база, и молодых специалистов не оставляют старшие педагоги-наставники. Сейчас отмечается приток молодых педагогов в школу. Я думаю, они вносят в образовательный процесс креатив, по-новому смотрят на работу с детьми.

— Существует мнение, что в сегодняшних условиях успешный директор школы должен быть в большей степени толковым хозяйственником, нежели педагогом. Как вы считаете?

— Реформы в сфере образования направлены на повышение самостоятельности и ответственности учебных заведений. И сегодня директора школ принимают решения практически по всем аспектам — от образовательных до административно-хозяйственных и финансовых. Поэтому руководитель должен быть не только знатоком в области педагогики и психологии, но и грамотным финансистом и хозяйственником. Я бы сказал, что директор школы — это эффективный менеджер, которому приходится выполнять много управленческих функций: распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с начальством. Навыки управления с каждым днем становятся все важнее.


Светлана Долгова