Сегодня на сцене ДК «Строитель» пройдет второй показ спектакля «С любимыми не расставайтесь», который вчера впервые увидел череповецкий зритель.

Спектакль по пьесе Александра Володина привез Московский театр юного зрителя в рамках фестиваля «Золотая маска». Это история из советской эпохи 70-х годов о самом главном в жизни любого человека — о любви.

Постановка МТЮЗа во многом следует пьесе Володина. Те же главные герои — Катя и Митя, не нашедшие слов друг для друга в размолвке, кроме рокового — «развод». Это и привело их к центральному персонажу пьесы — Судье. Кто помнит те времена, тот поймет, что с формулировкой «не сошлись характерами» развод было получить сложно. Но у молодых брак треснул по другой причине — необоснованная ревность и неспособность объясниться.

Перед столом Судьи в течение спектакля всплывают и другие пары, решившие разорвать узы брака. Интеллигентные, вульгарные, запутанные, нервные — бывшие ячейки общества. Все это пропускает через себя Судья — женщина, у которой и своя жизнь не удалась. Первоначальное ее равнодушие вдруг оборачивается гнетущей тоской собственного одиночества. Рядом с ней — уборщица Таня, у которой шестеро детей, алкоголик муж и грошовая зарплата.

Актеры сыграли настолько правдоподобно, что у многих зрителей в глазах стояли слезы. Это реальная жизнь, рассказанная на сцене, отметила главный режиссер МТЮЗа Генриетта Яновская:

«Театр — это крайнее проявление, это не просто бытовая картинка. Это то, как у человека абсурдно, дико, глупо, нелепо, от какой-то гордыни и недосказанности ломается жизнь, люди расстаются, когда могли бы быть вместе и жить счастливо, а они расстаются. Этот абсурд и бред, который видит Судья, никак не может примирить».

Актриса София Сливина, играющая в спектакле Катю, призналась, что роль давалась не просто.

«Меня Генриетта Наумовна нормально «поломала»». Мне было сложно, так как я более мягкий в жизни человек, чем моя Катя. От этого она и сошла с ума в конце. А я пока еще держусь, — смеется София Сливина. — Мне говорили, что я кошечка, а надо быть тигрицей».

В спектакль введен новый персонаж Агафья Тихоновна — невеста из гоголевской «Женитьбы». И жениха ее тоже зовут Иван Кузьмич, и он также на свадьбе выпрыгивает в окно и убегает.

«Она ходит по миру с того времени, как написана «Женитьба», и ей нужно, чтобы услышали ее любовь, чтобы не думали, что это так смешно, как в пьесе, а на самом деле это была та единственная любовь, настоящая. Просто так сложилось, она его оправдывает, свою жизнь оправдывает», — пояснила замысел режиссер спектакля.

На постановку пьесы ушло около полугода. По театральным меркам это долго. Но МТЮЗ — театр гастролирующий, многие актеры снимаются в кино. В последний раз спектакль шел в Москве пять месяцев назад.

Накануне в Череповце, как сказала режиссер, они снова «рожали этот спектакль». В пьесе нет призывов и лозунгов, нет борьбы добра со злом, это обычные будни советских семей с человеческой болью, которая выплескивается из очень простых текстов Володина.

«Это период моей юности, и я его очень понимаю и слышу, всю ту боль и людей, ушедших, не дождавшихся. Мне иногда гораздо сложнее с новой драматургией, потому что она порой кажется мне пустой, надуманной. В оригинальной пьесе многих персонажей нет, в наш спектакль включены монологи из разных произведений Володина. Это спектакль по Володину», — пояснила Генриетта Яновская.

Череповчане аплодировали актерам долго и стоя.

«Хочется поблагодарить руководство «Северстали» за то, что «Золотая маска» опять в Череповце. Мы благодарны театру и замечательным актерам за великолепную игру. Я до сих пор нахожусь под впечатлением. Думаю, что и все зрители пребывают в том же состоянии. Постановка изумительна, пронзительна, талантливо поставлена и сыграна. Спасибо вам за то, что вы приехали к нам, чтобы показать настоящее искусство!» — поблагодарил труппу первый заместитель мэра Череповца Александр Сергушев.


Людмила Макарова