Дети понимают, что деньги — особый товар, с помощью которого можно приобрести все остальное. Проблемы начинаются дальше Фото: http://s0.tchkcdn.com/

Финансовая грамотность российских детей находится на низком уровне, что может негативно сказаться на экономике страны. К такому выводу пришли эксперты национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведя масштабное исследование «Дети и финансы».

Вопросу финансового воспитания во многих семьях уделяется мало внимания, утверждают специалисты. Разговор о деньгах сводится к стоимости игрушек или выдаче карманных денег. Эксперты уверены, что уже с детства нужно давать базовые знания по экономике и формировать полезные привычки: как экономить, жить по средствам, вкладывать и приумножать счета.

Журналист cherinfo.ru попытался применить данные федерального исследования к Череповцу и узнать, как формируется или не формируется финансовая грамотность в семье и учебных заведениях.

Небольшой опрос, проведенный в школах, показал: то, что деньги — особый товар, с помощью которого можно приобрести все остальное, дети понимают. Проблемы начинаются дальше. Отвечая на вопрос о происхождении банкнот и монет, юные череповчане путались.

«Деньги берутся из банкомата, — уверяет восьмилетний Николай. — У моего дяди, например, есть личный банкомат. Поэтому он в прошлом году купил себе большущий дом».

«Нет, деньги делает богатый дяденька в подвале, я в мультике видела», — спорит семилетняя Наталья.

Опрос среди взрослых, проведенный НАФИ, показал, что только 8% респондентов ведут детальный учет доходов и расходов семьи. Большинство (77%) вообще не планируют бюджет и не привлекают (73%) своих детей к вопросам, связанным с семейным кошельком. Только треть родителей (33%) регулярно обсуждают с детьми вопросы, связанные с экономикой и деньгами.

«Получив зарплату, мы иногда вместе за все платим через Интернет. На остаток планируем, что нужно купить, и дети в курсе этих планов. Осенью, например, нужно было купить старшей дочери пальто. Она выбрала то, которое ей понравилось, но по цене было не очень дешево для семейного бюджета. Поэтому договорились, что мелочи — жвачки, шоколадки и так далее — в этом месяце стараемся не покупать», — поделилась тактикой череповчанка Надежда Киршина, экономист, мама двоих детей.

«Со старшей дочерью более подробно разговаривать о деньгах начали в первом классе. Объяснили ей значимость монет, например, двух рублей или десяти, на что можно их потратить: можно и шарик купить, который лопнет, а можно булочку, чтобы покушать. А вот семейный бюджет мы с ней не обсуждаем, мала еще, да и зачем ребенку такая осведомленность?» — считает Ирина Трофимова, мама двоих детей.

По мнению банкиров, тонкости устройства финансовой системы детям можно объяснять уже в 10−12 лет.

«С этого возраста можно начинать дополнительно рассказывать о том, как работают банки и страховые компании, — комментирует Иван Макаров, пресс-секретарь по Северо-Западному федеральному округу крупного банка с госучастием. Финансовая грамотность не менее важна, чем грамотность обычная. Что бывает, когда люди не обладают хотя бы элементарными познаниями в области экономики и финансов, наглядно продемонстрировали события, произошедшие в нашей стране в начале 90-х, в момент расцвета финансовых пирамид. Поэтому, безусловно, уже с первого класса школы детям надо объяснять базовые понятия».

Заместитель начальника финансового управления Череповца Александра Гуркина говорит о важности понимания не только механизма денежных отношений, но и связанной с этим ответственности:

«Если повышение финансовой грамотности идет с рождения, то дети будут больше разбираться в элементарных вещах, будут чувствовать ответственность за принятие решений по уплате налогов, по своим обязательствам. Ребенок должен знать, что какую-то часть средств он должен отдать. Поэтому дома есть отопление, свет. Ребенок должен понимать, что, например, приобретенная игрушка — это правильно спланированный бюджет, а не так, что сейчас потратил все деньги, а потом на какие-то мелочи не хватит или не хватит даже прожить».

Зачастую родители воспитывают финансовую самостоятельность в детях самым очевидным способом: выплачивая «вознаграждение» за ту или иную работу, поощряя финансово достижения ребенка.

«Родители просто так деньги не дают. Мама установила расценки. Если я буду пылесосить в комнате, то получу десять рублей, если вымою посуду — то 20. А за пятерку в дневнике мама дает мне 30 рублей», — рассказал про свой источник доходов восьмилетний Александр.

Такую стратегию, когда мамы и папы платят детям за оценки или помощь по дому, специалисты называют мотивирующей. Однако психологи рекомендуют найти другую мотивацию для учебы, утверждая, что деньги здесь — плохой советчик.

«Что касается школы, учебы — за это платить не надо, это обязанность детей, точно так же, как взрослые ходят на работу и зарабатывают деньги на всю семью. Можно ведь поощрять не деньгами, а делать подарки за успешную контрольную работу, за участие в олимпиадах, за то, что хорошо закончил четверть или год, — предлагает психолог программы «Дорога к дому» Елена Феоктистова. — Что касается домашних обязанностей, то здесь плата тоже неуместна. У всех в семье есть домашние обязанности, ведь маме с папой никто не платит, когда они моют посуду. А вот что касается крупных дел, особенно когда ребенок в подростковом возрасте помогает строить дом или дачу, делает ремонт в квартире, то в виде поощрения здесь можно ребенку заплатить. Однако все это зависит от дохода семьи и от того, как сами родители оценивают участие ребенка».

Бессистемная стратегия, как следует из ее названия, подразумевает выдачу денег без какой-либо системы. Согласно исследованию, родители обычно вообще не следят за расходами детей. Соответственно и дети копить средства не умеют или не хотят.

«Я деньги не коплю, зачем? Новые игрушки мне мама с папай покупают, а если захочу большого медведя, конструктор или ватрушку, то мне Дед Мороз на Новый год принесет, я уже начала ему письмо писать. А то, что есть в кошелечке, трачу на шоколадки, разные сладости, на то, что захочу», поделилась семилетняя череповчанка Ксения.

Так как многие родители до сих пор сами финансово неграмотны, крайне важно, чтобы начальные финансовые знания давались в школе.

Учитель начальной школы № 41 Татьяна Ревкина приводит пример из курса «Человек и общество», где значатся актуальные темы:

«Экономика, ее составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля», «Товары и услуги», «Роль денег в экономике», отдельно рассматривается государственный и семейный бюджет. Математика тоже не осталась в стороне. Понятия «рубль» и «копейка» вводятся по предмету уже во втором классе, дети решают задачи на расчет стоимости товара. Однако финансисты считают, что этого недостаточно и разработали специальные учебники по основам финансовой грамотности. Этот курс войдет в предмет «Обществознание».

В этом учебном году эксперимент стартовал в пяти регионах: Калининградской, Волгоградской и Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском крае. Планируется, что дисциплина появится во всех российских школах уже в следующем учебном году.

Пока же в качестве массового и доступного пособия по экономике, по словам педагогов, вполне подойдут сказки: они обучат финансовой грамотности не хуже любого учебника. Взять, например, Буратино, Лису Алису и Кота Базилио: одни рассказывают о чудесах и мгновенном заработке, другой хочет быстро обогатиться и отдает деньги мошенникам. Чем не герои классической финансовой пирамиды?


Валентина Бушманова