Жители череповецких домов обнаружили на своих подъездах «уведомления», предписывающие немедленно заменить электросчетчики.

В объявлении грозят санкциями, а чтобы их избежать, буквально требуют позвонить по указанным номерам сотовых телефонов. В качестве автора послания указано некое предприятие «Горэлектросеть».

Журналист cherinfo.ru, обнаруживший такое объявление на своем доме, позвонил по указанным номерам и поинтересовался, зачем ему нужно менять установленный три года назад счетчик электроэнергии. Разговор получился не очень содержательным:

— У нас появилось на подъезде уведомление о замене электросчетчиков. Но мы три года назад меняли счетчик, и он достаточно новый. А тут написано, что будут какие-то повышающие коэффициенты. Нужно менять счетчик?

— Если у вас 2,5 класс точности, то нужно.

— У вас есть ссылка на сайт Вологдаэнергосбыта, и там указано, что от Вологдаэнергосбыта должно прийти уведомление о том, что настало время нам его менять. Но никакого официального уведомления у нас не было.

— Тогда вам можно не менять.

— Тогда как расценивать это уведомление, что висит у нас на подъезде?

— Это просто информационный лист, рекомендация поменять счетчик.

— Вы просто рекомендуете это всем, независимо от того, какие это счетчики? То есть человек должен сам оценить, пора ли ему менять счетчик?

— Да, по классу точности.

— Но вы понимаете, что не все, пожилые люди например, знают, что такое класс точности и как его оценить. А ваша бумага, судя по тексту, является предписанием и обязывает всех поменять счетчик…

— Я вас поняла.

Специалисты вологодского управления ФАС, куда мы отослали фото объявления, пояснили, что формально здесь нет нарушения закона «О рекламе». Листок назван «уведомлением» и, следовательно, оставляет потребителю право выбора — платить деньги фирме или нет.

«В данном объявлении рекламируется услуга по замене индивидуальных приборов учета. Признаков нарушения рекламного законодательства, исходя из анализа текста, не усматривается», — прокомментировала специалист вологодского УФАС Екатерина Есина.

В Вологдаэнергосбыте (сейчас это единственный гарантирующий поставщик электроэнергии в Череповце) пояснили, что счетчики на самом деле нужно менять, но только тем, у кого они слишком старые или неисправны. В среднем срок службы счетчика, по словам специалистов, составляет 30 лет, при условии, что он регулярно проверяется на соответствие классу точности.

В сбытовой компании есть список всех фирм, работающих с приборами учета, однако «Горэлектросеть» в таком списке по нашему запросу найти не смогли. У предприятия со схожим названием указаны отличные от написанных в объявлении номера телефонов.

«Большого нарушения, кроме того, что объявление вводит людей в заблуждение, здесь нет. Некорректна прямая ссылка на нас, потому что создается впечатление, что мы к этой рекламе имеем отношение. Ссылка на повышающий коэффициент, в принципе, правильная. Это идет как дополнительная мотивация. Но там есть один нюанс: повышающие коэффициенты будут применяться только в том случае, если вы получили официальное уведомление от исполнителя коммунальной услуги, — пояснила представитель ОАО «Вологдаэнергосбыт» Елена Губина. — Это либо управляющая компания, либо мы. Если это уведомление в течение трех месяцев не исполняется, то только в этом случае применяются санкции в виде расчетов за электроэнергию с повышающим коэффициентом. Поэтому, если граждане не отреагируют на данное объявление, повышающих коэффициентов к ним применяться не будет».

На сайте Вологдаэнергосбыта есть страница, где пошагово объясняется, кому и в каких случаях нужно поменять электросчетчик. Вскоре сбытовая компания намерена опубликовать и список из четырех организаций, которые будут официально наделены полномочиями опломбирования и передачи данных на новые приборы учета.

Как отмечают поставщики ресурсов, это не первый случай сомнительной рекламы в сфере ЖКХ. Предприниматели, небольшие частные фирмы и работающие без всякой регистрации «шабашники» рассылают и расклеивают подобные «уведомления», представляясь то домоуправлением, то единственной лицензированной организацией по проведению тех или иных работ, то объявляя различные «акции по прочистке труб». В некоторых случаях на объявлениях используются логотипы ресурсоснабжающих компаний, а сам текст максимально стилизован под текст юридического документа.

Чтобы не отдавать лишние деньги за ненужные и зачастую некачественные работы, череповчанам рекомендуют внимательно читать все, что написано в таких бумагах, при личных звонках задавать как можно больше вопросов, спрашивать реквизиты и адрес фирмы, фамилию руководителя. При появлении в подъезде людей, предлагающих те или иные услуги, требовать у них удостоверения и запоминать фамилии. В случае отказа — звонить в полицию.


Светлана Долгова