Фото: http://promalishei.ru

Ученые из университета Вашингтона в Сент-Луисе заявили, что знакомить ребенка с азбукой можно не в пять лет, а примерно с трехлетнего возраста. Именно в этом возрасте дети, по мнению американцев, способны различать картинки от напечатанных и написанных слов.

К такому заключению исследователи пришли на основании эксперимента, проведенного с воспитанниками детского сада, которых ранее не учили чтению и письму.

Вопрос об оптимальном возрасте для усвоения азбуки и письменной речи журналисты cherinfo.ru адресовали педагогам и психологам Череповца.

Наши эксперты утверждают, что единого рецепта нет, у каждого ребенка свои темпы освоения того или иного навыка. Задача родителей — быть внимательными к своим детям, их возможностям, и не стремиться рано взрослить детей.

«Когда ребенку на ранних этапах вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить. А при обучении чтению важным является наличие мотивации. Малыш должен учиться не по указке родителей, а по собственному желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения — не из легких, и если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом, — считает учитель начальных классов школы № 41 Татьяна Ревкина. — Да, ребенок в три года может бегло читать, но радость ему это вряд ли принесет, ведь в этом возрасте дети еще читают чисто технически: пока ребенок дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал в начале. На понимание и усвоение текста сил не хватает. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые. Желание самому освоить искусство чтения появляется у ребенка, как правило, к шести-семи годам, в редких случаях — в пять лет».

«В раннем возрасте ребенок тяготеет к рисованию, собиранию конструкторов или танцам. И пусть он развивает в себе то, что ему интересно сейчас. Любой ребенок все равно научится читать рано или поздно, вопрос в количестве затраченного времени на это. А в три-четыре года советую родителям развивать речь малыша, учить описывать картинки, говорить законченными предложениями, играть в речевые игры», — комментирует воспитатель детского сада № 75 Алёна Куликова.

«Обучение чтению в пять-шесть лет обусловлено особенностями развития звукопроизношения ребенка: именно к этому возрасту в норме должны правильно сформироваться все звуки. Осознанное, послоговое чтение возможно и с более раннего возраста, как правило, с четырех лет: во многом это будет зависеть от мотивационной готовности (желания) ребенка, сформированности правильного звукопроизношения и, конечно, выбора методического пособия, по которому родители будут обучать ребенка. До этого возраста необходимо как можно больше читать ребенку, разговаривать с ним», — советует педагог-психолог детского сада № 8 Елена Гусева.


Валентина Бушманова