Сергей Максимов — не первый, но единственный сейчас в Череповце представитель мужского пола в этой профессии. В марте он закончил обучение на водителя трамвая в составе группы из семи человек.

О работе водителем трамвая Сергей никогда не думал, но о практически случайном выборе не жалеет.

«После колледжа искал работу, числился в центре занятости, — вспоминает вагоновожатый. — Предлагали варианты, но дальше собеседований дело не шло. В Интернете нашел объявление, что требуются водители трамваев, записался в группу. Учиться было интересно. Рассказали об устройстве трамвая, о правилах дорожного движения, о безопасности. Интереснее всего было устройство трамвая. Правда, разобрался не сразу. Когда на практику вышли, неделю под трамваями провели, тогда только поняли. Экзамены на тройки, но сдал».

Рабочий день водителя трамвая начинается засветло, вставать приходится в три часа утра.

«В первый день проснулся по будильнику, пошел на работу с хорошим настроением, — улыбается Сергей. — Обычно жду «дежурку», которая привозит в депо. Расписываюсь за вагон, прохожу инструктаж. Там указано ограничение скорости. Особенно это важно для улицы Вологодской. Там чаще всего жалуются, что быстро трамваи ездят. Хотя, как мне кажется, медленнее трамвай еще громче едет. У охраны забираю перчатки, реверс, потом путевой лист, страховой полис, график, включаю вагон и жду, когда нужно выезжать. Утром больше выручка, а вечером работать полегче».

Женский коллектив нового коллегу принял хорошо, рассказал cherinfo.ru заместитель директора МУП «Электротранс» Сергей Григорьев:

«Как мужчина с женщиной в семье уживаются? У нас такая же семья, только большая, дружный коллектив. Хотя видятся водители не так часто — утром на пересменке и на обеде. Я работаю с 1988 года, с тех пор водителей-мужчин у нас было человек шесть. Но все ушли. Мне кажется, мужчине нужно держать в руках руль, а тут руля нету. Сейчас сильно увеличился поток автомобилей, которые чуть не по крыше ездят, и трамвай водить тоже тяжело. Наши водители не имеют преимущества только в двух местах: на выезде с Верещагина и въезде-выезде из трамвайного парка».

Управлять трамваем совсем не так просто, как кажется на первый взгляд, считает водитель Сергей Максимов:

«Бывают наглые водители, они даже трамваи подрезают, едут очень близко к рельсам. Я предпочитаю остановиться, не рискую. Это же большая ответственность — пассажиры, много людей в вагоне. Трамвай может заюзить и проехать мимо остановки. Это когда колеса уже не крутятся, но трамвай проскальзывает по рельсам. Чтобы такого не произошло, нужно тормозить раньше. Когда снегопад был, трамвай, наоборот, тяжело двигается с места, буксует. Был случай, когда хулиганы у меня подрались в вагоне».

Обучение на водителя трамвая длится полгода. После теоретической части три с половиной месяца водители проходят практику в депо. Затем сдают внутренний экзамен и экзамен в ГИБДД. После получения водительских прав вагоновожатый становится стажером, который обязан 210 часов отъездить на линии с инструктором, только после этого он может самостоятельно управлять трамваем.

В рабочие дни в городе работают 29 трамвайных вагонов, в выходные на линию выпускают 23 трамвая.


Семен Мануйлов