Церемония подписание протоколов о намерениях между правительством Вологодской области, администрацией Череповца, Череповецким литейно-механическим заводом (ЧЛМЗ) и крупнейшими машиностроительными предприятиями Белоруссии — «Минским автомобильным заводом», «Дорэлектромашем» и «Минским тракторным заводом» прошла сегодня во Дворце металлургов.

Расширенное заседание рабочей группы по созданию машиностроительного кластера Вологодчины на площадке ЧЛМЗ состоялось в рамках празднования 65-летия предприятия.

«Сегодня в Вологодской области мы создаем крупнейший российско-белорусский кластер по производству тракторной техники специализированного назначения не только для сельского хозяйства, коммунальной сферы, но и для работы в лесу. В рамках соглашений мы также договорились о том, что будем производить строительную, дорожную технику на территории череповецкой промышленной площадки, — говорит губернатор области Олег Кувшинников. — Мы договорились о создании крупнейшей транспортно-логистической компании по перевозке грузов между нашими странами — Россией и Белоруссией — с использованием тягачей марки «МАЗ» в кооперации с Ярославским заводом. Также мы согласовали предоставление нового кредита «Сбербанком» на развитие новых производств и технологий».

Объем инвестиций составит в среднесрочной перспективе — более 300 миллионов рублей. Ожидается, что уже к 2018 году объем производства тракторной техники увеличится в Череповце в два раза и превысит три тысячи единиц. Как отметил губернатор, череповецкий литейно-механический завод стал центром машиностроения Вологодской области и лидером по производству тракторной техники в России. В 2015 году завод произвел треть всех тракторов, выпускаемых в стране.

«Сегодня на заводе реализуется свыше 15 направлений, и сейчас задача их развивать и расширять: нужны территории, кадры. Но сам по себе кластер формально уже существует, ему сейчас нужно помогать вставь на ноги. Сегодня наше предприятие только по стране имеет более 400 клиентов-потребителей из всех отраслей промышленности: от авиастроения, атомной промышленности до горной металлургии», — подчеркнул Владимир Боглаев, генеральный директор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод».

Министерство промышленности и торговли уже помогает ЧЛМЗ. В июле этого года приказом ведомства завод включен в реестр крупнейших производителей самоходных машин. Это дает возможность получить определенные налоговые преференции, прокомментировал заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов:

«В настоящий момент ЧЛМЗ как основная площадка будущего кластера имеет два соглашения с министерством, в рамках которых мы уже субсидируем предприятию часть затрат, связанных с производством локализованных моделей техники. Общий объем субсидий по первому полугодию, которые получит предприятие от министерства, превысит 76 миллионов рублей. Также мы планируем подписать с предприятием несколько соглашений по участию в других мероприятиях господдержки».

Сейчас на череповецком заводе трудятся 700 человек, при увеличении объемов в два раза появится еще 300 новых рабочих мест. В перспективе при создании транспортно-логистической компании — до тысячи рабочих мест.

Как отметил заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьёв, развитие полноценного машиностроительного кластера свидетельствует о растущем межрегиональном сотрудничестве между странами:

«Российско-белорусские отношения выходят на особый уровень. Мы рассчитываем, что сотрудничество Минпромторга, субъектов Федерации, парламентов наших стран и промышленных предприятий будет давать все больше таких примеров. Мы должны развивать свое машиностроение, сельское хозяйство, укреплять экономику».


Валентина Бушманова