Как в советское время череповчане ловили такси, сколько стоил проезд, почему профессия таксиста была очень престижной и каково работать на таксомоторе сейчас, сherinfo.ru рассказал, возможно, самый опытный таксист города Александр Беляев.

— Александр Леонидович, давно вы работаете в такси?

— Да почти всю жизнь, с 20 лет. Посвятил этой работе 37 лет. Работал только в Череповце. В 80-х водители такси были людьми уважаемыми, в таксопарк устроиться было практически нереально. К кандидатам были высокие требования: в таксисты брали только с высшим или средним образованием, у нас даже работал водитель, окончивший духовную семинарию. Водительский стаж требовался не меньше трех лет. Так что было очень много желающих, но далеко не все могли работать в такси.

— А вас как взяли в 20 лет?

— Повезло, подфартило… Пришел после армии — и устроился. Две недели обучали в автошколе: сдавал правила, вождение, отдельно проверяли, как мы работаем с людьми. Потом приступил к работе. Три года был самым молодым таксистом в Череповце. Люди завидовали, а я гордился, поскольку работа почетная.

— Тогда работали только профессионалы?

— Да, столько личных автомобилей не было, а на такси проехать не каждый мог себе позволить, это было довольно дорого. Таксисты были исключительно профессиональными. Настоящий таксист не мог попасть в аварию. И пассажиры понимали, что платят не только за доставку из пункта, А в пункт Б, но еще и за безопасность. Многие таксисты занимались автоспортом. Из таксопарка вышло много мастеров спорта.

— Как считаете, а сейчас водитель такси должен быть профессионалом?

— Таксист должен обладать многими качествами: не только быть профессионалом, но и грамотно общаться с людьми, быть психологом. Люди попадаются разные, многие доверялись, некоторым я помогал советом, опытом. Настоящих таксистов в городе сейчас остались единицы. Водителей много, не все из них хорошие, а таксистов очень мало. В советские времена за каждое нарушение из таксопарка просто увольняли. Проштрафился — тебя заменят, попал в аварию — уволят, неправильно рассчитался с пассажиром — уволят, нагрубил — уволят. Тогда таксисты были трудоголиками, работали иногда по 12 часов. Сейчас в Череповце очень много таксопарков, а пассажиры часто не могут вызвать машину. Все потому, что водители, которые считают себя таксистами, просто не хотят работать, а сидят дома на диване.

— Много машин такси было в то время в Череповце?

— В таксопарке было 160—170 автомобилей. Это был единственный таксопарк, частников не было. В то время был лимит — одна машина на тысячу жителей. Из-за этого были очереди на вокзалах, на стоянках, многие голосовали прямо на улицах, хотя удовольствие это было далеко не дешевым. Поездка из города до Юбилейной стоила около рубля. На этот рубль можно было кормить ребенка в школьной столовой неделю.

— Ездили по счетчикам?

— Да, все машины были оборудованы счетчиками. Сейчас цена поездки фиксированная: из района в район — 100 рублей, через район — 150. А тогда было по-другому: проехал немного — заплатил немного, проехал далеко — заплатил больше. Это было правильно. Работали мы только по графику. Все машины были распределены по бригадам. Обязательно две бригады работали ночью, то есть 40—60 автомобилей. За смену по городу наезжали 450—500 километров. При этом 75% пути нужно был проехать за деньги, остальные 25% можно и без пассажиров. Высадил пассажира — ищи нового или езжай на ближайшую стоянку. Так что даже маму приходилось возить за деньги. Сейчас это может показаться диким.

— А как череповчане вызывали такси?

— Тогда диспетчерской службы не было в принципе. Не было и раций. Пассажиров мы брали на стоянках такси или просто голосующих, а город знали очень хорошо — все улицы и практически все дома. Хотя тогда и город был меньше. По 10—15 человек стояли в очереди на стоянках, до 40 человек — на вокзале.

— Как вы относитесь к подработке в такси?

— Человек отработал восемь часов на производстве, устал, садится за руль такси, не прошел медика, машина не проверена… О какой безопасности речь? Другое дело — профессиональные таксисты, которые нигде больше не работают. Токарь должен быть токарем, сапожник — сапожником, а таксист должен перевозить пассажиров.

— Сейчас сложнее работать, когда такой автотрафик?

— Машин стало намного больше, но тогда дороги были намного хуже. Некоторых дорог, по сути, вообще не было. Так что сложностей тоже хватало. Сейчас до Мяксы и обратно можно за час обернуться. А тогда в Мяксу я выезжал в восемь утра, а приезжал в два-три часа дня, хотя это всего 32 километра.

— Профессия таксиста считается очень опасной…

— В советское время водитель такси занимал четвертое место в списке опасных профессий наравне с пилотами и шахтерами. Но я уверен, что из 90% опасных ситуаций можно найти выход. Хотя у меня были случаи, когда решался вопрос жизни и смерти, когда у виска держали заряженный пистолет, брали на испуг. Когда я устроился на работу, это был май 1979-го, через месяц где-то убили молодого коллегу Сашу Мельникова. Мы работали в ночь, он повез двоих пассажиров в Климовское, где его и задушили. А у него ребенок остался маленький.

За 37 лет работы я похоронил 12 коллег. Всех убили на работе. Так что таксисту всегда нужно держать ухо востро.

Нам разрешали принимать меры предосторожности: лежала в машине монтировка или какой-то нож. Сейчас это все запрещено по непонятным мне причинам.

— Думаете, нужно разрешить таксистам иметь что-то для самообороны?

— Конечно. За рубежом таксист сидит в отдельной кабине, его место отделено от пассажиров, деньги передают через окошко, а не переднее сиденье пассажиров обычно не сажают. У нас же все пущено на самотек. Однажды к нам устроился бывший хоккеист Костя Евстропов. Он долго играл за «Металлург», а потом пришел в такси, но проработал всего пару месяцев. Я был бригадиром, общался с ним. Как-то в декабре, мороз был, ночью мы ехали на стоянку напротив колхозного рынка, подъезжали одновременно, я пропустил его вперед. К нему сели двое молодых людей и девушка, у меня пассажиров не было. Мы поравнялись на Красноармейской площади, я показал знаками, что поехал в гараж, а он показал, что сейчас отвезет пассажиров и заканчивает. В шесть утра мне звонят и говорят, что Костю убили. Убили его эти молодые люди у деревни Лесное, потому что им нужна была машина. А поехал бы я первым — они бы сели ко мне.

612 таксистов — индивидуальных предпринимателей работают в Череповце по лицензиям (по данным на сентябрь 2016 года) 145 таксистов получили лицензии в Череповецком районе

— С коллегами часто общались? Сейчас, наверное, все по-другому?

— Коллектив в таксопарке был очень дружный. Праздники отмечали вместе, дни рождения, свадьбы, в футбол играли. Директор бросал все дела, выходил и гонял с нами мяч. Если у кого-то проблема или горе, скидывались, помогали. Сейчас этого нет, все сами по себе.

— Возили кого-нибудь из знаменитостей?

— Возил актеров фильма «Офицеры», в том числе Алину Покровскую. А еще Олега Янковского, Александра Збруева. Простые мужики, приятно было пообщаться, поговорить. Возил Анну Самохину, Наталью Варлей, Боярского. Встречал их на вокзале, когда приезжали в Череповец на премьеры фильмов, с театральными постановками, отвозил в кинотеатры или в гостиницы.

— На каких автомобилях работали?

— Тогда в такси были только «Волги». Все машины желтые. И это правильно, такси должно быть желтым, его издалека видно на трассе и в городе, и пассажирам сразу понятно. Ну и шашки сверху, конечно. Когда я пришел в такси, ездили на «Волге-2410». На этих автомобилях стоял знак качества, по тем временам это были лучшие машины. Так получилось, что почти все время, 33 года, проработал я на «Волгах», на разных моделях. Потом пересел на «Логан», на котором езжу до сих пор.

— Сейчас все чаще пассажиры вызывают такси через мобильные приложения. Вы освоили новые сервисы?

— Пока нет, но все еще впереди. Планшет или смартфон, мне кажется, не так хороши, как рация. Если что случится, опасность какая, угроза жизни, по рации успеешь сообщить об этом, может, даже помощь позвать. А по планшету ничего не сделаешь.

— В ДТП попадали?

— По моей вине за 37 лет не было ни одной аварии. Таксист должен уметь уходить от аварийных ситуаций, нужно быстро соображать, включать голову.

Мы ездим и в гололед, и в снегопад, и в морозы и, честно говоря, нарушаем иногда скоростной режим, чтобы помочь людям.

А насчет аварий, гарантий нет, что кто-то сзади не въедет, к примеру. Единственная серьезная авария у меня была около 15 лет назад на Октябрьском мосту. Ехал из Зашекснинского, когда с Парковой на меня вылетел автомобиль с лысой резиной. Справа от меня ехал 18-й автобус — уйти нет возможности. Он влетел мне в бок, машину отбросило к заднему колесу автобуса, развернуло, закрутило и выбросило на встречку. На мое счастье, машины только заезжали на мост. Ни я не пострадал, ни пассажир.

— У водителей есть какие-то профессиональные заболевания?

— Я ведь спортом занимался всю жизнь, в основном футболом, поэтому особых проблем нет. Я еще и профессиональный судья, больше 15 лет ездил по всему Союзу, судил первую и вторую лиги. И сам играл. В таксопарке бывали серьезные баталии, на уровне города мы дважды становились чемпионами. Так что мышцы в тонусе, даже когда судишь. Меня сын сейчас подключает, сужу футбол в коммерческой лиге.

— Как гаишники — сейчас злее или тогда?

— Раньше были злее. Сейчас им зарплаты подняли, дисциплину, текучка меньше, более ответственные люди пришли. В 90-х они еще и наглые были. Хотя грех обижаться, больших претензий у меня к ним нет. Взятки не давал. Если знал, что провинился, то выполнял требования, если знал, что прав, то старался это доказать, беседовал с инспектором. Мы им помогали часто. Диспетчеры много раз передавали просьбы гаишников обратить внимание на пьяных водителей. Мы по рации сообщали, где видели пьяных, блокировали, помогали задержать.

— На что похожа работа таксиста?

— Настоящий таксист — как фигурист на льду. Должен уметь уворачиваться от любых опасностей.


Семен Мануйлов