В преддверии Дня защиты детей ВЦИОМ спросил россиян, какие методы воспитания использовали их родители и какие используют они.

Выяснилось, что в детстве стояли в углу 49% опрошенных, сами подобный метод наказания используют только 29% респондентов. Шлепки и подзатыльники получали 37% опрошенных, раздавали — 27%. С ремнем знакомы 33% участвовавших в опросе, сами практикуют или практиковали порку 12% родителей.

Самое действенное наказание сегодня, по мнению опрошенных, — запреты на прогулки, просмотр телевизора, прослушивание музыки. Такие методы применяют 45% родителей.

Еще один популярный метод наказания — запрет на использование компьютера, такой способ практикуют 43% опрошенных. Лишение карманных денег в качестве наказания и раньше, и теперь применяется редко.

Самое распространенное наказание, как и 20 лет назад, — наставления и нравоучения. Их выслушали 78% респондентов, и используют 80% опрошенных родителей.

Результаты опроса прокомментировала психолог благотворительного фонда «Дорога к дому» Елена Ливенцева.

«В семье должен быть старший, который заботится о младшем и выставляет определенные условия. Ограничения должны быть там, где ребенок не справляется с задачей, где у него недостаточно навыков, умений. Там он обязательно должен слушаться взрослых, это касается и компьютеров. Ребенку не нужно говорить: «Я тебя наказываю». Правильнее — «Я тебя берегу. Пока ты самостоятельно не умеешь управлять компьютером (целями, временем, распорядком), этим буду управлять я, чтобы ты не потерял много здоровья». Физические наказания унижают ребенка, прививают ценность власти и подчинения, это стопроцентно приведет к неуспешности в жизни. Ведь в реальной жизни никто не будет брать за него ответственность. Насилием родители закрепляют у ребенка идею, что он никто, что если за ним кто-то не уследил, то он и виноват». Это ценность власти, так рассуждают дети, которых били. Россия занимает первое место по убийствам детей в семьях, а не на улице», — рассказала Елена Ливенцева.

Что касается учебы, то за плохие оценки наказывать ребенка не нужно. В этом случае нужно восстанавливать самоценность ребенка и вместе с ним выяснить, в чем трудность, что мешает хорошо учиться, посоветовала Елена Ливенцева.

В опросе ВЦИОМ участвовали 1200 респондентов в возрасте от 18 лет.


Валентина Бушманова