Череповецкие фермеры предложили снабдить кафе и рестораны экологически чистыми продуктами
В Агентстве городского развития стартовал проект «От грядки до ресторана», в рамках которого владельцы небольших фермерских хозяйств намерены поставлять свою продукцию в рестораны и кафе города. На первой встрече рестораторы и фермеры обсудили основные проблемы такой кооперации и пути их решения.
«Мы собрали девять фермеров, которые производят молочную и мясную продукцию, выращивают овощи, ягоды. Рестораторы расскажут, в каких продуктах они заинтересованы. Это шампиньоны, черная репа, возможно, экзотические направления», — говорит Ирина Асонкова, руководитель отдела содействия бизнесу Агентства городского развития.
Фермер из Воскресенского сельского поселения Виталий Рассолов выращивает овощи и готов сотрудничать с местными ресторанами.
«У меня все натуральное, химикатов нет. Опыт фермерства уже семь лет. Конечно, чаще ухожу в минус. Хотелось бы сбывать продукцию в Череповце и Вологде. Проблема в том, что нет своих складов. Работаю один, сам на себя. Закупочная цена Череповца меня устраивает», — пояснил Виталий Рассолов.
Фермер Елена Михеева из Уломского сельского поселения разводит крупный рогатый скот.
«Мы два года работаем сами по себе, варимся в своем котле. Реализация идет в основном по частникам. Техника старенькая, но вся своя. В год до тонны мяса производим. Погода вот подкачала в этом году. Покосить маленько успели. Мы кормим скот только сеном и картофелем. Зимой из молока делаем творог и сметану, даже сыр варили. Все это вывозили на продажу в город. Летом выезжаем за счет дачников, они берут нашу продукцию», — пояснила Елена Михеева.
Как отмечают фермеры, продукцию порой проще сбыть в Москве, чем в Череповце: москвичи не столь требовательны к сертификатам и ветеринарным заключениям.
Наталья Балашова из деревни Рябово Череповецкого района круглый год выращивает эко-овощи и зелень, продукцию ресторанам предлагала, но ответного интереса не встретила:
«Обращалась во многие рестораны, но никого не волнует качество, всем интересна цена. Говорят, если снижу цену, то возьмут мой товар. А про качество даже речи нет. А у меня очень качественная и натуральная продукция, и я готова к сотрудничеству».
На встречу пришли и представители Череповецкого мясокомбината, которые также ищут новые рынки сбыта.
«Нам интересно, чем живет ресторанный бизнес города, какие есть проблемы и чем мы можем помочь. У нас есть оборудование, сырье, весь цикл мясопереработки», — рассказала Татьяна Зазыкина, специалист по маркетингу.
Владимир Штейнгарт, председатель Торгово-промышленной палаты Череповца и руководитель сети ресторанов, считает, что российским фермерам нужно поставить памятник — за желание развивать сельское хозяйство, несмотря на бюрократические препоны:
«Трудности с сертификатами на продукцию, из-за этого невозможно обеспечить регулярные поставки. Россия погибнет не от коррупции, а от бюрократии. Ряд ресторанов находит возможность получать фермерскую продукцию, как и мы. В основном это овощи и зелень. Я советую фермерам чаще приходить в АГР, в Торгово-промышленную палату, говорить о своих проблемах, мы попытаемся вам помочь».
Для ресторанов качество и вкусовые свойства продуктов — одни из главных критериев, считает Игорь Истомин, ресторатор, председатель череповецкого отделения организации «Опора России»:
«У нас есть конкуренция. А если будут вкусные блюда, клиент от нас не уйдет. Помидоры могут быть вкусными или нет. Думаю, нам нужно общаться, чтобы найти пути решения всех проблем и стать полезными друг другу».
Людмила Макарова