Социальный педагог, стрит-арт и тейп-арт художник из Германии Свен Линнер провел серию мастер-классов в череповецкой Женской гуманитарной гимназии в рамках проекта «Неделя перемен» Гёте-института в Санкт-Петербурге. О различиях школ в России и Германии, количестве домашних заданий и мотивации учеников Свен Линнер рассказал в интервью cherinfo. Общаться со Свеном помогала преподаватель и переводчик Анна Кожикова.

Свен Линнерт

— Вы посещаете Россию в рамках проекта «Неделя перемен», который направлен в том числе на изучение традиций Германии, продвижение немецкого языка. А есть что-то, что бы вам хотелось взять из нашей системы образования?

— Мне очень нравятся отношения в ваших школах. Между учителями, руководством школы и учениками выстраиваются очень доверительные отношения. В Германии в этом смысле бывает много разных препон. Дети в России и Германии отличаются. Немецкие дети — это потребители, их сложно увлечь, замотивировать. В России, конечно, тоже бывает по-разному. Когда мы работали в Калининграде, там были дети, у которых очень много увлечений помимо школы. А в Череповце девочки загружены в гимназии, они усердно работают, здесь же занимаются искусством, музыкой. Также у них масса домашних заданий. Я бы рассказал немецким детям, что нужно быть такими же увлеченными, как дети в России.

— То есть нагрузка в немецких школах меньше?

— Я бы так не сказал. Немецкие школьники тоже очень заняты. Учебный день полностью расписан, иногда они остаются в школе до глубокого вечера. Но у них нет такого давления домашних заданий, поэтому они могут себя реализовывать во второй половине дня.

— Вам как социальному педагогу с какими проблемами приходится сталкиваться?

— Это целая палитра проблем: барьеры в головах, насилие, бедность, проблема бесперспективности, когда дети не видят будущего для себя.

— Вы работаете социальным педагогом в Монтессори-школе. Педагогике Монтессори в Череповце уже 20 лет. Но у нас развивается только первая ступень — в дошкольном образовании. Насколько эффективна Монтессори-педагогика в немецких школах?

— Я считаю концепцию Монтессори очень эффективной, и школы в Германии, которые работают по этой методике, считаются школами для элиты. Ученики могут саморазвиваться, сами строят свой учебный день и достигают невероятных результатов. Конечно, педагоги им помогают, но на выходе мы получаем очень успешных людей. Самый позитивный момент — ученики Монтессори-школ умеют нести ответственность за то, что они делают. У нас действуют классы смешанного состава, где в коллективе могут быть ученики с первого по четвертый класс или с пятого по десятый. Они друг друга поддерживают, помогают друг другу.

Свен Линнерт

— Вы также занимаетесь стрит-артом. Какие пространства выбираете для своих произведений?

— Летом люблю работать на свежем воздухе. Это должны быть разрешенные места, я занимаюсь легальным искусством. Сейчас работаю в Крефельде, это небольшой город неподалеку от Дюссельдорфа, и мы работаем там в неблагополучном районе. Там очень много пространств для преобразования. И к нам приходят дети из неблагополучных семей с какими-то проблемами. Люди из соседних домов благодарят за то, что появляется невероятный цвет в таких мрачных местах. Многие художники, которые работают в технике стрит-арт или граффити, чаще портят здания, делают что-то нелегальное, пытаются выразить свой протест. А мы, наоборот, стараемся преобразить мир, делаем что-то позитивное.

— А как удается сохранить граффити? В Дюссельдорфе есть целая богемная улица, где все дома расписаны граффити.

— Да, эта улица называется Кифернштрассе. Дома раскрашены, и чего там только нет: сказочные персонажи, роботы, сюрреалистические пейзажи, драконы!.. Один мой друг-художник работает там с детьми в клубе, они раскрашивают стены домов. Со временем это место стало достопримечательностью. Удивительно, но удается содержать это все в нужном состоянии. Просто со временем меняются стандарты, представления об уличном искусстве, оно становится настоящим искусством. Но вандалы есть и в Германии.

— Уличные художники в Германии получают поддержку государства?

— Как и везде, независимые художники редко получают поддержку от правительства. Конечно, в немецких городах создаются комитеты, которые организуют фестивали уличных искусств, выделяются какие-то средства. Но чаще нам приходится работать самим, объединяться, думать, где найти средства на проекты.

Свен Линнерт

— В рамках проекта «Неделя перемен» гимназисткам в Череповце предлагалось изменить пространство учебного заведения. Вы предлагали девочкам готовые идеи?

— Нет, для меня главное, чтобы дети взяли инициативу в свои руки и начали творить, были готовы менять свой мир. Я не хочу быть авторитетом, который посылает какие-то идеи сверху. Я ухожу в тень, мне приходится подавлять свои эмоции и желания, я исхожу из желаний учеников.

— Вы работали со школьницами в том числе в стиле тейп-арт. Что это за вид искусства?

— Я социальный педагог и работаю с детьми, подростками. А дети всегда хотят попробовать то, чему ты их учишь. И если это работа со спреями, баллончиками, то они пробуют разрисовать стену во дворе или создать рисунок у себя дома. Эту краску потом очень сложно смыть. Поэтому меня привлекает работа с цветным скотчем — тейпом, который в любой момент можно снять, не причиняя вреда объекту. В этом виде искусства за короткое время можно научиться делать интересные вещи.

— Кто вы больше — художник или педагог?

— Я в равной мере и социальный педагог, и художник, поэтому я здесь. Мне очень нравится работать с детьми.

— А почему вы решили приехать в российскую глубинку?

— Для меня это большая честь. Я, наверное, первый немец, который работает в Череповце в технике тейп-арт. Кроме того, большая честь сотрудничать с немецким культурным центром имени Гёте. Я уже два раза был в России, работал над проектами в Санкт-Петербурге. В Череповце впервые, и я нахожу и Россию, и Череповец великолепным местом. Я, честно говоря, опасался, что здесь будет очень холодно, но зря. Когда я приезжаю в любой город, я стараюсь для себя понять, общается этот город со мной, говорит или нет. Ваш город со мной говорит через разные объекты, искусство. Это живой процесс общения.


Валентина Бушманова