Десятиклассник из школы № 34 Владислав Гордин благодаря программе «Профпогружение» получил возможность на практике узнать, каково быть пилотом гражданской авиации.

Школьник с пятого класса занимается авиамоделированием, его самолеты могут летать на скорости более ста километров в час. Но, запуская с земли радиоуправляемые модели, Влад мечтает сесть за штурвал настоящего воздушного судна.

«Хочу пойти в гражданскую авиацию и приносить благо людям. Поступить хочу в Санкт-Петербургский авиационный институт или в Ульяновский институт гражданской авиации», — рассказал Владислав Гордин перед началом съемок.

Знакомство с профессией началось на площадке череповецкого авиапредприятия «Северсталь», где командир воздушного судна CRJ-200 Иван Лаптев показал школьнику устройство самолета и особенности управления воздушным судном.

«Основная часть полета проходит на автоматических режимах, с использованием автопилота. Как правило, мы его включаем на высоте 200 метров после взлета и выключаем при заходе на посадку. Автопилот помогает, но он не снимает ответственности с экипажа. За траекторию, за все параметры и режимы отвечает экипаж», — пояснил Иван Лаптев.

Экипаж — бортпроводник, командир и второй пилот поднимаются на борт за час до взлета. Перед рейсом каждый проходит обязательную предполетную подготовку. Иван Лаптев показал школьнику все этапы контроля.

Первый пункт — медкабинет, где врач измеряет пульс, давление и наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе.

После прохождения медконтроля, экипаж собирается на брифинг в штурманской и проговаривает условия полета — от коммерческой загрузки судна до метеоусловий. Причем подробный анализ погоды синоптики дают не только по аэропорту назначения, но и по запасным.

Перед взлетом пилоты осматривают и сам самолет: от шасси до крыльев и фюзеляжа.

За безопасность и комфорт в салоне отвечают бортпроводники. Их учат не только избавлять пассажиров от мигрени или страха высоты, но и принимать роды, проводить сердечно-легочную реанимацию и тушить пожар.

Пассажир

«Первым делом я проверяю по чек-листу все аварийно-спасательное оборудование. В хвосте самолета у нас находятся два кислородных баллона, мы проверяем давление, чтобы кислородные баллоны были заправлены, иначе я не смогу оказать помощь пассажирам. Также есть маски для взрослых и для детей, специальные огнеупорные перчатки, они нам необходимы, если вдруг придется потушить пожар на борту», — рассказала бортпроводник авиапредприятия «Северсталь» Любовь Суворова.

«Добро» на запуск двигателя и взлет дает диспетчер. Это своего рода «глаза» экипажа на земле, диспетчер также контролирует фактическую погоду и включает сигнальные огни на полосе.

После подробного знакомства с профессией в теории Владиславу удалось самому поуправлять частным самолетом. Вместе со съемочной группой cherinfo.ru и профессиональным летчиком Иваном Лаптевым школьник поднялся в воздух на американском четырехместном самолете Cessna TTx и даже сделал круг над Вологдой.

«Этот самолет используется как для деловой авиации, так и для обучения студентов. Он имеет двойное управление. Достаточно маневренный. На нем можно выполнять даже фигуры пилотажа. Требуются короткие полосы, примерно 600—700 метров. Может летать достаточно быстро, это один из самых быстрых самолетов с неубирающимися шасси», — пояснил Иван Лаптев.

Максимальная нагрузка для пилотов гражданской авиации — 80 летных часов в месяц. Профессия трудная, но трудности компенсируются высокой зарплатой, постоянными путешествиями и отпуском в 70 дней. Эксперты отмечают, что летчик — специальность штучная. Ведь небо принимает только влюбленных в высоту.

Самолет

«Пилоты во всем мире в большой цене, это очень востребованная профессия. Одно из основных требований к пилоту — это здоровье. Второе — образование. Пилот должен быть эрудированным, развитым, должен знать иностранные языки. Мне кажется, если у мальчишки или девчонки не горят глаза, когда они смотрят на самолет, то они не станут пилотами. Это — как дышать!» — считает Дмитрий Югрин, командир авиационной эскадрильи по эксплуатации иностранной техники авиапредприятия «Северсталь».

Проект «Профпогружение» выходит при поддержке управления информационной политики правительства Вологодской области.


Валентина Бушманова