Жители небольших российских городов любят сравнивать себя с соседями. Часто слышишь: вот, мол, в Ярославле набережная лучше, чем в Череповце, а в Череповце дороги ровнее, чем в Новгороде, но в Новгороде проезд в автобусах дешевле, да и вообще цены ниже. Зачастую эти сравнения приобретают форму самобичевания: местные замечают у себя только плохое, а у соседей — только хорошее.

Журналисты cherinfo периодически бывают в других городах и в силу профессиональной деформации обращают внимание на то, на что обычный гость и смотреть не станет. Мы решили иногда рассказывать о том, как живут люди в малых городах, на которых и держится экономика страны. Мы не ставим себе целью кого-то принизить или, наоборот, возвеличить, а оценка, естественно, будет субъективной. Подобные материалы читатель сможет найти по хештегу #рукойподать.

Итак — столица Арктики Мурманск, где корреспондент cherinfo побывал в рамках пресс-тура компании «Ростелеком», которая проложила оптоволокно до закрытых военных городов Заполярья.

Вид на Мурманск из гостиницы "Азимут"

Город-многоэтажка

Пожалуй, самой выдающейся особенностью Мурманска является его ярусная застройка: весь город расположен «этажами» или, как здесь говорят, террасами. Гуляя по улицам, мы однажды заметили, что вровень с тротуаром идет не первый, а второй этаж жилого дома, первый же находится ниже уровня дороги — фактически в канаве. Благодаря такой застройке в темное время Мурманск светится тысячами огней на разных высотах, и это невероятно красиво. Кроме того, здесь не скупятся на иллюминацию: подсвеченная телевизионная башня видна отовсюду, и даже портовые краны украшены разноцветными прожекторами и выглядят как игрушечные.

В городе огромное количество лестниц (часто их здесь называют по-морскому — трапами) разной величины и состояния, а одной из наболевших проблем остается невозможность погулять с коляской по целому ряду улиц. Дороги и тротуары в целом в хорошем состоянии, включая федеральную трассу «Кола», ведущую в Санкт-Петербург.

«Много сделали к столетию Мурманска, — рассказывает таксист Владимир. — Но это все видимость, люди отсюда уезжают — в Питер, Москву, на юг. Работы нет, в торговый порт только по блату если устроишься, рыбный порт — ну, что там?.. Военные на подлодках хорошо получают, остальные — я бы не сказал. У водителя зарплата 20 тысяч — как в любом другом городе, так какой смысл на севере работать?»

Ночная подсветка

Транспорт и ЖКХ

Проезд в троллейбусах и автобусах в Мурманске стоит 28 рублей. У каждого кондуктора — валидатор, который вместо билета распечатывает чек. У льготников — бесконтактные пластиковые карты, пассажиры самостоятельно прикладывают их к устройству. Автобусы — «МАЗы», а чаще — тесноватые «Газели-Некст».

Во время нашего визита в Мурманске наблюдалась движуха в сфере ЖКХ: местные чиновники проверяли качество ремонтов фасадов на центральной улице — проспекте Ленина. Здесь стоит целая куча «сталинок», ко многим из которых прилипли строительные леса. Так как здания признаны объектами культурного наследия, жителям прямо говорят, что они обязаны убрать остекление балконов, кондиционеры, антенны и прочие излишества.

«Возможно подключить и представителей подрядной организации для оказания помощи по демонтажу этих конструкций. Все это оговаривается. Но для этого нужно разговаривать», — цитирует местный канал ТВ-21 Александра Емельянцева, руководителя фонда капитального ремонта Мурманской области.

Чиновник добавляет, что если договориться не получится, собственники проблемных квартир получат повестки в суд.

Билет на троллейбус

Чиновники и власть

В день нашего приезда Октябрьский районный суд Мурманска принял решение об аресте бывшего вице-губернатора Мурманской области Игоря Бабенко. Заместитель главы региона, отвечавший в том числе за борьбу с коррупцией, обвиняется в мошенничестве.

Одновременно идут судебные заседания по делу об увольнении бывшего министра природных ресурсов и экологии Мурманской области Эльвиры Макаровой. Макарова была уволена с госслужбы в связи с утратой доверия, после того как попалась на выделении земель лесного фонда под строительство частных домов.

Губернатор Мурманской области Марина Ковтун находится в списке глав регионов на отставку, составленном газетой «Коммерсант». Правда, недавно Владимир Путин на встрече с Ковтун дал понять, что она остается.

В самом Мурманске все относительно спокойно. Здесь действует двуглавая система управления: в городе работают глава администрации и глава города. Местные журналисты предпочитают называть руководителей просто по фамилиям, чтобы не запутаться в должностях.

Автобусы рассказывают о достижениях города

Закрытые города и открытые люди

Температура воздуха в Мурманске в среднем колеблется в течение года от -15 до +15 градусов, летом обычно все ходят в куртках. В октябре нас встретил пронизывающий морской ветер, который поднимает с улиц кучу пыли, лезущей в глаза. Один день ветер стоял такой силы, что дверь в гостиницу приходилось открывать двумя руками, разве что не упираясь в откос ногой.

Как рассказал технический директор мурманского филиала ПАО «Ростелеком» Константин Лукьян, климат во многом определяет интересы людей.

«Интернет здесь очень востребован, так как многие предпочитают общаться из дома, а не выходить лишний раз на улицу, — рассказывает он. — Также особое внимание у нас всегда уделяется закону о тишине, особенно в ЗАТО (закрытых административных территориальных образованиях, то есть в военных городках. — cherinfo). Помимо ночи запрещен любой шум с 13 до 15 часов. Когда наши монтажники проводили оптоволокно в ЗАТО, на два часа все работы прекращались».

В ЗАТО мы попали в составе организованной группы журналистов на автобусе. КПП представляют собой нечто напоминающее пост ГИБДД, только встречают вас люди в военной форме (в основном это женщины). Поток машин в ЗАТО и из него велик, а потому контроль ограничивается сверкой фамилии в пропуске и паспорте.

КПП в ЗАТО "Александровск"

Город, из которого хочется уехать?

К 2002 году число жителей Мурманска сократилось на 150 тысяч по сравнению с 1989 годом, то есть почти на треть. Сейчас здесь живет менее 300 тысяч. Местные говорят, что с наступлением лета «половина города уезжает» (отпуска здесь по 52 дня), а маленьких детей некоторые отдают бабушкам в других городах на полгода и более. Как таковых деревень здесь нет.

«У нас все равно ничего не растет, кругом сопки, все живут в городах, — в ожидании рейса на автовокзале (вокзал находится на первом этаже жилого дома) объясняет местный житель Николай. — Как живется? Зайдите во дворы да посмотрите: снег не метут, лестницы не убирают, лампочку поменять надо месяц ждать!.. Куда деваются деньги?»

«Оленего-о-рск! Мончего-о-рск едем! — прерывает нашу беседу «бомбила», дежурящий у двери в ожидании пассажиров.

«Налоги придумывают новые, а денег все нет. У вас разве не так?» — вставая, усмехается мурманчанин.

Мурманск

Василий Корешков

Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Основные отрасли экономики Мурманска — рыболовство и рыбопереработка (до 2014 года работал рыбокомбинат), морской транспорт, судоремонт, морские, железнодорожные и автомобильные перевозки, металлообработка, пищевая промышленность, морская геология, геологоразведочные работы на шельфе арктических морей. Основой экономики города является Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. К порту приписаны все атомные ледоколы страны. Главный груз, с которым работает порт, — уголь: его перегружают в сухогрузы с железной дороги.

Если вы хотите рассказать на нашем сайте о каком-то городе, где вы побывали или жили какое-то время, присылайте свой текст на info@cherinfo.ru. Делитесь впечатлениями!