В новом выпуске программы «Профпогружение» ученик школы № 10 Максим Шаров вместе со съемочной группой cherinfo узнал все о профессии аппаратчика химического синтеза.

Максим учится в специализированном «ФосАгро-классе», а площадкой для изучения возможной будущей профессии стал цех производства аммиака № 3 АО «Апатит». Здесь расположен самый современный и мощный агрегат по производству аммиака в стране, в сутки он выдает более двух тысяч тонн продукции. Главная задача аппаратчика — бесперебойная работа цеха.

«В прошлом году мы с одноклассниками готовили доклад о профессии аппаратчика. Нашли много информации и фотографий в Интернете, но полного представления так и не получили. Я готов с удовольствием посмотреть, как работают аппаратчики на производстве», — рассказал Максим Шаров.

Производство аммиака полностью автоматизировано, в смену за ним следят порядка 20 специалистов. У каждого аппаратчика — своя зона ответственности. Погрузиться в профессию помог Андрей Кокоза — аппаратчик синтеза со стажем.

«Производство аммиака состоит из нескольких отделений: риформинга, компрессии, очистки и синтеза. Также есть вспомогательные отделения, такие как изотерма и общее заводское хозяйство, — рассказывает Андрей Кокоза. — Мы имеем дело примерно с тремя тысячами параметров, это не только температура и давление. Все параметры нужно знать. Ни одно другое химическое производство не сравнится с аммиаками. Это элита химического производства. Аммиак — это единственное синтезируемое соединение связанного азота из элементарного азота. Все остальное — кислота, карбамид, азотные удобрения — это все производные аммиака. Стабильная работа производства аммиака — это самое важное: если остановится один агрегат, то он потянет за собой остальные».

За показаниями датчиков и приборов аппаратчики следят не только по схемам на мониторах. В обязанности входит и визуальный осмотр оборудования. Производство аммиака идет при высокой температуре и давлении. Процесс не только опасный, но и красивый, говорят аппаратчики. Между собой специалисты, например, трубчатую печь — ядро процесса — поэтично называют храмом огня.

«Вот это реакционные трубы, в которых происходит конверсия метана с поглощением тепла. На ЦПУ мы выбираем оптимальную температуру и регулируем при помощи давления топливного газа. Проще говоря, как на конфорке — больше-меньше газ. Ничего сложного, но очень красиво», — рассказывает на месте Андрей Кокоза.

Полученный аммиак хранится в изотермическом резервуаре объемом в 20 тысяч тонн. Сырье идет на производство фосфорных, азотных удобрений.

Выучиться на аппаратчика в Череповце можно в химико-технологическом колледже. Студенты получают профессию в рамках специальности «Химическая технология неорганических веществ». На курс зачисляют как после девятого, так и после 11-го класса.

Профпогружение

«Срок обучения — пять лет. С третьего курса изучаются спецдисциплины: процессы, аппараты, технология производства неорганических веществ, контроль качества сырья, материалов и готовой продукции, а также аппаратно-программное обеспечение. Также студенты выходят на производственную практику, сначала как лаборанты химанализа, потом — аппаратчиками», — рассказала Татьяна Ерофеева, преподаватель спецдисциплин Череповецкого химико-технологического колледжа.

После колледжа специалисты проходят дополнительное обучение на промплощадке, рассказал Семён Новиков, инструктор производственного обучения цеха производства аммиака № 3 АО «Апатит»:

«Чтобы управлять таким сложным технологическим процессом, аппаратчики должны обладать многими знаниями, особенно в физике, химии, знаниями динамического оборудования. И плюс они должны иметь психологическую уравновешенность. Потому что аппаратчики синтеза работают на опасном производственном объекте. В случае нештатной ситуации они должны уметь правильно действовать, выбирать приоритеты. У них должна быть очень хорошая реакция мышления».

Проект «Профпогружение» выходит при поддержке управления информационной политики правительства Вологодской области.


Валентина Бушманова