Российские ученики начальной школы читают лучше, чем их сверстники в 50 странах мира, пишут «Известия». Таковы результаты международного исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study).

По международной шкале Россия набрала 581 балл, заняв первую строчку рейтинга. Последнее аналогичное исследование проводилось в 2011 году, тогда результат был на 13 баллов меньше.

В 2016 году 70% российских выпускников начальной школы показали высокий уровень читательской грамотности. При этом в большинстве стран сверстники россиян достигли лишь базисного уровня.

Школа

В Череповце педагоги начальных классов несколько удивлены такими высокими результатами.

«В начальной школе дети сейчас стали гораздо меньше читать, число ошибок при чтении растет с каждым годом, а темп чтения не увеличивается. По требованиям стандартов мы проверяем умение работать с текстом, ежегодно проводим интегрированные проверочные работы, — рассказала Ирина Чечулинская, заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальной школы № 39. — Наша школа работает по трем программам. По литературе в каждой программе разные произведения, авторы, есть дополнительные хрестоматии. Но дети все меньше любят читать, и начальная школа бьет по этому поводу тревогу. Гаджеты, компьютеры — все это отбивает тягу к текстовому чтению, к книге».

Выпускник начальной школы должен читать в среднем не менее 100 слов в минуту. В Череповце около 75% детей справляются с нормой, говорят педагоги. Эта цифра в последние годы практически не меняется.

Первоклассников, научившихся читать еще до школы, с каждым годом все больше. Порядка 65% выпускников детских садов уже знают все буквы, умеют складывать слоги или читать.

«Учителю легче работать с детьми, которые умеют читать. Но это не главное — мы всех научим. Часто бывает, что в классе кто-то очень хорошо читает, а рядом ребенок совсем не умеет читать. Даже во многих букварях одна страничка предназначена для читающих хорошо, другая — для тех, кто не умеет читать. 30 лет назад, когда я начинала, такого не было, тогда большинство детей не умели читать, — говорит учитель начальных классов, заместитель директора школы № 41 Любовь Чарикова. — В последние годы дети стали намного меньше читать. Но здесь все зависит от ребенка, его способностей, от родителей — читающая ли семья, и конечно, от учителя, насколько он мотивирует ребенка к чтению».

В международном исследовании PIRLS-2016 участвовали более 340 тысяч школьников из 50 стран и 11 территорий, в том числе 4577 выпускников начальной школы из 206 школ 42 регионов России.

Исследование PIRLS проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений раз в пять лет среди четвероклассников из разных стран.

Специалисты сравнивают уровень и качество чтения и понимания текста, а также методики обучения чтению в национальных системах образования.


Валентина Бушманова