О романтике на работе и видах за бортом, требованиях к внешности стюардесс cherinfo рассказала бортпроводник авиапредприятия «Северсталь» Любовь Суворова.

— Любовь, что входит в обязанности бортпроводника?

— Основная миссия бортпроводника — обеспечение безопасности пассажиров на борту воздушного судна, но не менее важно и обеспечение комфорта и уюта в салоне самолета. И независимо от того, что происходит у нас дома, пассажиры не должны видеть наших внутренних переживаний. Это часть профессии, на борту я должна быть всегда с улыбкой. Недавно был случай, девушка летела в Апатиты. Как я поняла, на грустное мероприятие, скорее всего, на похороны. При выходе из самолета она сказала: «Девушка, я лечу, и мне хочется плакать. Но я смотрю на вас и весь рейс улыбаюсь. Становится легче». И после ее слов ты еще больше понимаешь, что слабинку себе нельзя дать. Даже если самолет попал в зону турбулентности, или мы находимся в зоне ожидания из-за плохих погодных условий в аэропорту посадки, или же ушли на запасной аэродром, пассажиры должны видеть спокойное лицо бортпроводника, от этого и они меньше переживают.

Любовь Суворова

— Как готовитесь к полету?

— В аэропорт бортпроводники приезжают за полтора часа до рейса, проходим медицинский осмотр, берем списки пассажиров. Узнаем, будут ли на борту дети без сопровождения взрослых, животные. Все рабочие моменты обговариваем с экипажем на предполетном брифинге. Экипаж поднимается на борт воздушного судна за час до вылета. За это время каждому члену необходимо выполнить большой объем работы. Бортпроводник проверяет все аварийно-спасательное оборудование, принимает питание, пересчитывает багаж, раскладывает пледы и сообщает командиру воздушного судна о своей готовности к приему пассажиров. Уборкой салона после рейса занимаются специальные службы.

— Как организовано питание на борту?

— На регулярный рейс питание в ресторане заказывает служба организации перевозок, так как у работников этой службы заранее есть информация о количестве пассажиров. На чартерные рейсы питание заказывает бортпроводник, исходя из индивидуальных пожеланий заказчика. На каждый рейс бортпроводник принимает продукты питания и для пассажиров, и для экипажа. Здесь мы строго контролируем время реализации продуктов. Кстати, командир и второй пилот никогда не едят одинаковые блюда. Если командир выбирает мясо, то второму пилоту будут предложены либо курица, либо рыба. Это сделано из соображений безопасности.

— Какие требования предъявляются к бортпроводнику?

— Это должен быть человек старше 18 лет, обладающий отличным здоровьем и свободно владеющий английским языком. Высшее образование приветствуется. Также кандидат на должность бортпроводника проходит обязательное психологическое тестирование. Для тех, кто решил стать бортпроводником, первым делом необходимо пройти врачебно-летную экспертную комиссию. Она называется ВЛЭК. Это очень серьезное обследование. Комиссия проверяет слух, зрение, работу сердца, проверяет вестибулярный аппарат, вращая кандидата на специальном кресле.

— Чему учат в школе бортпроводников?

— Школ бортпроводников в России несколько, в основном они находятся в крупных городах. Программы подготовки авиационного персонала утверждены на государственном уровне. Учеба длится чуть больше трех месяцев. Изучается много дисциплин, в том числе нормативно-правовая база авиации, авиационный английский, сервис, медицина, правила перевозок опасных грузов… Теоретический курс мы изучали в Санкт-Петербурге. После чего в Москве проходили десятидневную практику в классе, где создана полная имитация салона самолета. В школе бортпроводников нас учили, как правильно действовать в возможных внештатных ситуациях. Мы отрабатывали открытие/закрытие трапов и аварийных люков, учились громко и четко подавать команды в случае эвакуации пассажиров. По мировым стандартам у бортпроводников на это отводится лишь 90 секунд. За время учебы мы прошли огонь и воду в прямом смысле слова. Изучали особенности использования химических и водных огнетушителей и учились тушить разные виды пожаров. На экзамене, в специально оборудованном классе, пламя вспыхивает на кресле, в багажной полке, в туалетной комнате, на кухне. Инструктор наблюдает за правильностью действий ученика и если увидит в них ошибку, отправит учить тему заново. На занятии в бассейне мы учились надувать плот и спасать утопающих. И конечно, изучали медицину. Это непростой блок. Отрабатывали сердечно-легочную реанимацию на тренажере «Максим», учились останавливать кровотечения, правильно действовать при приступе эпилепсии у пассажира, приводить в сознание и даже принимать роды

Любовь Суворова

— Вам случалось принимать роды во время полета?

— У нас были разные ситуации, но родов пока не было. Максимальная дальность полета CRJ-200 — четыре часа и в основном над сушей. Если начнутся роды, то, скорее всего, будет экстренная посадка. Но теоретически мы все знаем. Экстренные роды в рейсе я смогу принять.

— А если не сдаешь экзамен, шанс пересдать есть?

— В авиации с этим все строго, либо ты знаешь на отлично, либо не получаешь свидетельство бортпроводника. Ведь если что-то случится во время рейса, я не могу бежать за тетрадкой и смотреть, как правильно действовать. Бортпроводник должен знать алгоритм своих действий наизусть, даже если его разбудят ночью и попросят рассказать.

— К внешности бортпроводника предъявляются какие-то требования?

— Да, конечно, есть стандарты. Оптимальный рост бортпроводников от 165 до 175 сантиметров, но требования зависят от авиакомпании и ее парка воздушных судов. В нашей авиакомпании, например, самолеты не очень большие. И если рост у девушки выше 175, то ей будет не очень удобно работать в салоне. Если взять другие самолеты — Boeing, Airbus, то там возможен и другой рост. Телосложение приветствуется спортивное. Если говорить о прическе, то с распущенными волосами бортпроводник не допускается на рейс. Волосы должны быть убраны в прическу. Обязателен макияж. Допускается только по одной небольшой сережке в каждом ухе. Обязателен маникюр, тоже спокойный. Красный маникюр в нашей авиакомпании запрещен, в «Аэрофлоте», к примеру, тоже. А в авиакомпании Azur Air, учредителями которой являются граждане Турции, наоборот, красный маникюр приветствуется. У бортпроводника допускается не более одного кольца на руке без объемных камней. На рейс мы приходим строго по форме установленного авиакомпанией образца. Что касается обуви, то у бортпроводников это туфли на устойчивом каблуке, а не на шпильке. Высота каблука тоже строго регламентируется, примерно 4−6 сантиметров. Также обязательны часы на руке с секундной стрелкой.

18 бортпроводников работают в штате авиапредприятия «Северсталь»

— А с татуировками, пирсингом возьмут в бортпроводники?

— Татуировки, пирсинг в нашей профессии категорически запрещены. Врачебно-летная экспертная комиссия такому кандидату путь в небо сразу закроет.

— Вам нравится ваша форма?

— Форма мне нравится. Она удобна и сделана из специальной ткани. В форменном комплекте есть юбка, брюки, рубашки, пиджак, платье. И бортпроводник сам выбирает форму одежды на рейс в зависимости от погоды.

— Куда в основном летаете?

— Основные направления — Москва, Санкт-Петербург, Ухта, Апатиты, Мурманск, Калининград, Великий Устюг, Минеральные Воды. Летом добавляются рейсы в Сочи, Анапу, Геленджик, Симферополь, Краснодар. Из заграничных рейсов — Бургас, Батуми и Хельсинки, выполняем и чартерные рейсы по России и за рубеж.

— Как распределяются рейсы между бортпроводниками?

— Рабочее время регламентировано специальным приказом Минтранса РФ. Если бортпроводник вернулся из рейса около 23 часов, то на утренний рейс его не запланируют. Если мы находимся в аэропорту базирования (в Череповце), между рейсами мы отдыхаем не менее 12 часов. В аэропорту вне базы — не менее десяти часов отдыха. При составлении плана полетов на день всегда есть и резервный экипаж. Если член экипажа заболел, то для выполнения рейса будет срочно вызван сотрудник из резерва. Распределяет рейсы между бортпроводниками руководитель службы. Конечно, когда приходит новый бортпроводник, первым делом его стажируют на внутренние регулярные рейсы. И лишь с течением времени его начинают готовить к международным и чартерным рейсам, так как эти рейсы требуют больше опыта и знаний.

Любовь Суворова

— Вы замужем за пилотом, часто летаете вместе?

— Очень редко. Мы работаем в разных службах, я в службе бортпроводников, он — в летной службе. Часто бывает, что он прилетает ночью, а у меня вылет ранним утром. Конечно, на личную жизнь мало времени, но я вижу в этом плюсы, успеваем соскучиться друг по другу, всегда есть чем поделиться. Находим время и на семью, и на родителей, и на отдых, и на спорт.

— Когда прилетаете в другой город, страну, есть возможность осмотреть достопримечательности?

— Все зависит от рейсов. Иногда это только ночь в гостинице и утренний вылет. Если же между рейсами два-три дня, то стараемся выйти погулять, посмотреть достопримечательности. Так что это приятная часть работы.

— Как долго можно работать бортпроводником?

— Все зависит от здоровья. Если бортпроводник проходит летно-экспертную комиссию, он может и в 55 лет летать. У некоторых же начинаются проблемы со здоровьем, и тогда им приходится менять профессию.

— Профессиональные заболевания у бортпроводников есть?

— У бортпроводников наиболее часто встречающееся заболевание — варикозное расширение вен. Так как перепады давления мы переносим на ногах. Поэтому нам просто необходимо заниматься физкультурой, чтобы улучшать кровоток. У нас в компании многие пилоты и бортпроводники занимаются спортом. Мы регулярно встречаемся в спортзале, ездим на турслеты, в прошлом году заняли второе место из 21 команды дивизиона.

— При беременности можно работать?

— Нет, это опасно для здоровья и мамы, и малыша, поэтому в данной ситуации оформляется перевод бортпроводника в наземную службу.

Любовь Суворова

— Сталкивались с пассажирами-дебоширами?

— Я работаю бортпроводником один год и в восторге от наших пассажиров, это очень благодарные люди. Сейчас наземные службы все жестко контролируют, и если человек пришел в состоянии алкогольного опьянения на регистрацию, его не допускают на рейс. Это правильно, это безопасность остальных пассажиров в первую очередь.

— Как вы оказались в профессии, это мечта детства?

— Я окончила Санкт-Петербургский государственный экономический университет по специальности «Экономика и менеджмент на предприятии туризма и гостиничного хозяйства». После института два года работала в сфере туризма. Но решила, что хочу идти дальше. Отправила резюме в три компании, где бы я хотела работать. Одна из них — авиапредприятие. Затем прошла собеседование и первые два года проработала диспетчером. Производственно-диспетчерская служба занимается обеспечением всех рейсов авиапредприятия — и чартерных, и регулярных. Работа интересная, сложная и ответственная. Проработав в наземной службе в течение двух лет я поняла, что хочу попробовать себя в качестве бортповодника.

— Вы летаете уже год, отношение к профессии изменилось?

— Нет, не изменилось, и могу однозначно сказать, что обожаю свою работу. Я пошла учиться на бортпроводника, когда мне было 25 лет. И пройдя этот непростой путь, я понимаю, что это профессия не для девушек 18 лет, которые только что окончили школу. Да, с одной стороны, это одна из самых романтичных профессий, второй такой профессии нет. Но, с другой стороны, это очень сложный в физическом и в эмоциональном плане труд. Человек должен быть сформированным как личность, понимать, какая на нем лежит ответственность за жизнь и безопасность пассажиров. Среди моих коллег есть очень хорошая поговорка: «Нет лучшей работы, чем в небе, но нет лучшей жизни, чем на земле».

Термин «бортпроводник» появился относительно недавно. До 1998 года профессия стюарда официально именовалась Flight Attendant (летный помощник). С сентября 1998 года профессия называется Cabin Crew (экипаж салона лайнера — бортпроводник). В череповецкой авиакомпании первой «принцессой неба» считается Наталья Нечаева (сейчас Шалыгина), на должность стюардессы ее взяли 17 мая 1995 года. Сейчас она работает бортпроводником-инструктором.


Валентина Бушманова