В конце прошлого года журналист cherinfo получил для тестирования годовой бесплатный доступ к одному из сервисов телемедицины. К удаленным консультациям врачей за это время мы прибегли всего два раза, но определенные выводы о возможностях подобной системы сделать уже можем.

Регистрация в сервисе заняла всего десять минут: потребовалось ввести имя и возраст и подтвердить адрес электронной почты. После этого стали доступны два виды срочных консультаций — у терапевта и педиатра. Эти врачи доступны круглые сутки, и они обязаны связаться с вами в течение пяти минут после нажатия кнопки «Записаться». Стоимость интернет-консультации для обычных пользователей составляет 500 рублей, для нас по промо-коду — бесплатно.

Телемедицина

К помощи интернет-педиатра мы прибегли, когда в выходной день около 22 часов у ребенка поднялась температура. Вызывать скорую помощь показалось излишним, а ждать до открытия поликлиники в понедельник — опасным. Телефон зазвонил через десять минут после записи к врачу. Общение с доктором, как и вся работа в системе телемедицины, организовано через приложение под Android: можно разговаривать только голосом, можно включить видео. Врач обязательно будет в белом халате, хотя обстановка позади него зачастую не похожа на клинику.

Первым делом доктор извинился за задержку с ответом, сославшись на большое количество обращений. Сама консультация длилась более 20 минут. Врач подробно интересовался всеми симптомами, объяснил, как правильно проверить горло ребенка, дотрагиваясь до него руками. В завершение прописал пять видов безрецептурных лекарств. После консультации список выписанных лекарств с указанием дозировки приходит в текстовом виде в специальный чат.

Помимо срочных «вызовов» пользователю системе телемедицины также доступны консультации узких специалистов: гинеколога, аллерголога-иммунолога, дерматолога, невролога, ЛОРа и так далее. К ним, как и в обычную поликлинику, нужно записываться заранее. Для этого в системе есть календарь. Мы решили опробовать этот вид консультации на примере гастроэнтеролога. Записавшись на «прием», пациент также получает возможность заранее в чате описать свою проблему и приложить файлы, например, фотографии результатов анализов или ранее выданные врачебные заключения.

Гастроэнтеролог оказался очень осторожен в выводах и первым делом посоветовал «вживую» обратиться в поликлинику и сделать три вида анализов. «Давайте поговорим уже после того, как вы сделаете эти анализы» — предложил доктор, прописав лишь безобидный фермент и таблетки от тошноты.

Отметим, что все врачи находятся в Москве и, видимо, по этой причине особо не переживают насчет стоимости лекарств. В первом случае мы потратили более 1500 рублей, во втором — чуть менее тысячи.

Телемедик

Система телемедицины показалась нам удобной для срочных (но не экстренных ситуаций), когда нет друга-врача, с которым можно проконсультироваться в любое время. Кроме того, доктор из Интернета, наверное, удобен для «проверки диагноза», поставленного в обычном лечебном учреждении. Говорить о серьезном лечении по телефону не приходится, и это подтверждают сами врачи.

Порядок организации и оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий вступил в России в силу 21 января. Документ регламентирует правила дистанционного взаимодействия медработников между собой, например при консилиумах, и врачей с пациентами или их законными представителями.

В Череповце телемедицинские консультации в основном применяются для связи самих докторов. Такой практике много лет.

«У нас есть оборудование: специальные телевизоры, видеокамеры, сканеры. Можно беседовать с коллегами онлайн, можно пересылать файлы. Проводим консультации, можем связаться в России с любым телемедицинским кабинетом, позвать на консультацию профессоров, академиков, доцентов, посоветоваться по сложным или спорным вопросам. Мы этим пользуемся. Но мы стационар, и нам телемедицина нужна реже, чем поликлиникам и районным больницам. Три-пять телеконсультаций в год мы проводим: связывались с кардиологией в Калининграде, с Вологдой пару раз по сосудистой патологии. С нами Устюжна связывалась по ортопедии», — пояснил главный врач горбольницы № 2 Роман Егоров.

Телемедицинская консультация не заменит личный визит пациента к врачу, считает начальник управления организации медицинской помощи по Череповцу Сергей Подъяпольский:

«Возможно, скоро такие консультации будут доступны для череповчан. Это упрощает получение консультации врача, не тратится время на поездки, сидение в очередях. Но пока организация телемедицины в такой форме только в начальной стадии. Принятый порядок разъяснит, как все должно быть организовано».

Людмила Макарова, Василий Корешков