В новом выпуске «Профпогружения» расскажем об одной из самых важных и ответственных профессий — воспитатель детского сада. Из чего складываются детсадовские будни и чем традиционная программа отличается от Монтессори-педагогики, узнала ученица девятого класса школы № 34 Вероника Токмачёва.

«Моя мама какое-то время работала в детском саду, и я после школы иногда приходила к ней, играла с малышами, мне очень нравилось с ними заниматься. Они тоже ко мне привыкли, грустили, когда я уходила. У меня есть младшая сестра, она сейчас учится во втором классе. Мы с ней очень дружны, мне нравится заниматься с ней, мы даже в куклы играем, ведь ребенок должен как можно дольше оставаться ребенком. Думаю, из меня получился бы хороший воспитатель», — рассказала Вероника Токмачёва.

Знакомство с профессией начали в детском саду № 116, открытое занятие для Вероники провела воспитатель Ирина Устьян. Педагог рассказала, как строится творческий урок с детьми трех-четырех лет. Так, чтобы слепить из соленого теста синицу и снегиря, детям сначала нужно рассказать о птицах, их окраске, особенностях поведения. Вероника прочитала малышам сказку про пернатых, дети поиграли в подвижные игры в физкультурном зале и только потом приступили к лепке.

«У детей еще не очень устойчивое внимание, они не могут надолго сосредоточиться на одном предмете, поэтому для них важна смена деятельности. Образовательная деятельность длится не больше 15 минут. За это время мы успеваем порисовать, поиграть, почитать сказку, попрыгать, — поясняет Ирина Устьян. — Три-четыре года — возраст противоречий, дети очень хотят быть самостоятельными, но у них не всегда получается. Поэтому главная наша задача — поддержать их в этой самостоятельности, похвалить, пусть даже за неумелые действия. Тогда они быстрее всему научатся сами».

Помимо традиционной программы, Вероника ознакомилась и с особенностями педагоги Марии Монтессори. В Череповец система Монтессори пришла больше 20 лет назад, сейчас ее применяют в нескольких дошкольных учреждениях, в числе которых и детский сад № 109.

Об основных принципах методики школьнице рассказала Елена Чекмарёва, педагог Монтессори-группы детского сада № 109. В обучении взрослый для детей — помощник, а не наставник. Ребенок свободен в выборе занятий, пояснила воспитатель. В отличие от традиционной программы, Монтессори-группы — разновозрастные: младшие дети равняются на старших и быстрее схватывают материал, а старшие — учатся заботиться о младших. В группе все дидактические материалы распределены по зонам.

«Все шкафы у нас открытые. В зоне практической жизни дети моют столы, стирают одежду, гладят, чистят овощи, переливают воду из кувшина в кувшин, завязывают банты — на практике учатся делать все сами», — проводит экскурсию педагог Монтессори-группы детского сада № 109 Елена Чекмарёва.

В зоне сенсорики расположены материалы по развитию чувств; еще есть математическая, речевая зоны, зона космоса. В группе есть коллективные занятия, но в основном обучение строится индивидуально.

«В группе один воспитатель и один педагог. Дети могут работать самостоятельно, могут работать в парах, тройках. Педагог смотрит, нужна ли помощь. Ребенок сам просит о помощи, тогда нужно подойти, показать и рассказать материал», — пояснила Елена Чекмарёва.

Воспитатель не только учит, но и играет с детьми. Еще нужно накормить, уложить спать, погулять. В группах до 30 детей, и воспитатель несет ответственность за жизнь каждого.

Выучиться на воспитателя можно в Череповецком госуниверситете. Для поступления нужны ЕГЭ по русскому, математике и обществознанию. Чтобы стать Монтессори-педагогом, требуется окончить еще и специальные курсы.

«Конечно, воспитатель должен любить свою работу, хотеть отдавать лучшее этим малышам. Считаю, что воспитатель очень многое, наравне с родителями, дает ребенку. Эта профессия появилась давно и не пропадет никогда. Только так родители могут реализовать себя в своих профессиях», — считает заведующая детским садом № 109 Ольга Цветкова.

Программа «Профпогружение» выходит при поддержке управления информационной политики правительства Вологодской области. Все выпуски профориентационного проекта размещены на канале информагентства «Череповец» на видеохостинге YouTube.

Герои программы — старшеклассники череповецких школ, тестирующие выбранную профессию в организациях и на предприятиях города. Предложения по поводу съемок интересных и востребованных профессий можно направлять на адрес электронной почты info@cherinfo.ru или оставлять в личном сообщении в паблике «Череповец».


Валентина Бушманова