В очередном выпуске программы «Профпогружение» десятиклассница школы № 28 Дарья Смирнова узнала, есть ли спрос на вагоновожатых сегодня, с какой скоростью едут вагоны по городу и как складываются взаимоотношения водителей рельсового и безрельсового транспорта.

«Моя мама более 20 лет работает водителем автобуса, она управляет и легковым автомобилем. Поэтому мне близка эта тема. Считаю, что водитель общественного транспорта должен обладать многими качествами, ведь он отвечает за безопасность пассажиров», — сказала Дарья Смирнова.

В Череповце три маршрута трамвая: «двойка», «четверка» и «восьмерка». Первый вагон отправляется в рейс в 5.12, когда город только просыпается. Водитель приходит в депо еще раньше, ведь перед выходом на линию нужно пройти предрейсовый медосмотр, инструктаж, прогреть и осмотреть вагон.

«Мы осматриваем колеса, рельсовый башмак, кузов вагона, чтобы не было посторонних предметов, а то бывает что-нибудь зацепится — пакет или тряпочка. Также смотрим на пантограф, токоприемник, через который идет напряжение на вагон», — рассказала водитель трамвая Галина Прыгунова.

Школьница узнала, как управлять трамваем.

«Управление отличается от автомобиля или автобуса: нет руля, вместо него ручка реверса. Есть два положения: вперед — трамвай поедет вперед, назад — двигаемся назад, есть четыре ходовые позиции. Когда начинаем тормозить, тоже четыре позиции, чтобы трамвай не резко тормозил, а плавно», — отметила Галина Прыгунова.

Водителю трамвая нужно учитывать погоду. Самые скользкие рельсы в ледяной дождь и во время листопада с моросью. Чтобы тронуться с места без пробуксовки, на рельсы подается песок, педаль песочницы в кабине у водителя.

«Средняя скорость по городу — 15−20 километров в час. Мы едем по той же дороге, что и машины. А они могут выполнять непонятные маневры, которые могут нам помешать. Нужно предугадывать, что они могут сделать. Бывают пробки, особенно на перекрестке Победы и Сталеваров», — говорит Галина Прыгунова.

В трамвайном парке Череповца 50 вагонов, большинство выпущены в 1984 году. Недавно в салонах обновили сиденья, полы, меняют освещение и отопление. Парк вагонов обновляется за счет трамваев, которые передает в Череповец Москва.

Трамваи ходят до половины первого ночи, смены у водителя по восемь и 12 часов. Управляют рельсовым транспортом более 70 вагоновожатых, среди них только один мужчина.

Трамвай

Водить трамвай учат в МУП «Электротранс». Будущим вагоновожатым преподают механику вагона, устройство рельсового пути, особенности сцепки и буксировки вагонов, правила дорожного движения и обязательно культуру обслуживания пассажиров. На учебу принимают с 21 года. Для поступающих на курс главное — хорошее знание физики.

«Теоретический курс длится три месяца. Потом стажировка с водителем-наставником. Третий этап — работа с линейным водителем, который научит, как действовать во всех ситуациях. У нас есть категория «водитель трамвая», а обучаемся мы по категории С, D и сдаем в ГИБДД программу С, D», — рассказал заместитель директора МУП «Электротранс» Сергей Григорьев.

За год трамваи перевозят в Череповце более восьми миллионов пассажиров.

«Водители трамвая всегда нужны, ведь люди уходят на пенсию. Наши пассажиры — в основном работники «Северстали». В морозную погоду пассажиров заметно больше, ведь на трамвае быстрее и удобнее, чем на своей машине. Трамвай не стоит в пробках, у него своя линия», — отметил Сергей Григорьев.

Программа «Профпогружение» выходит при поддержке управления информационной политики правительства Вологодской области. Все выпуски проекта размещены на видеоканале информагентства «Череповец».


Валентина Бушманова