«Тихое место» — это фильм ужасов. Популярный жанр использует в качестве основного инструмента человеческий страх, однако сделать хороший фильм ужасов — задача не из простых.

Взявшись снимать «Тихое место» (заодно засветившись в одной из главных ролей), Джон Красински зашел на территорию многочисленных штампованных ужастиков. Впрочем, в отличие от авторов бесконечных астралов, паранормальных явлений, пил и заклятий, Джон Красински подошел к своему фильму с большим прилежанием, если не сказать любовью.

Действие «Тихого места» происходит в 2020 году, когда большая часть землян уничтожена расой кровожадных (предположительно, инопланетных) монстров. В фильме нет глобальных сцен разрушенного Нью-Йорка, о конце света зритель узнает из газетных вырезок и записей, собранных Ли Эбботом (Джон Красински), главой семейства, живущего на ферме.

В фильме (и это уникально), почти нет диалогов. Монстры, которые убивают все живое, отличаются феноменальным слухом и реагируют только на звуки, даже негромкие. При этом чудовища очень сильные, быстрые и пуленепробиваемые.

Чтобы выжить, Эбботы общаются на языке жестов, по улице ходят на цыпочках или по специально насыпанным дорожкам из песка, едят с листьев, музыку слушают в наушниках, а в настольных играх ходят вязаными фишками — в общем, живут в полной тишине.

Ситуацию осложняют дети, которых в семье Эбботов трое. К тому же, жена главного героя (Эмили Блант) беременна и вот-вот должна родить.

Общая приглушенность происходящего, ненавязчивая музыка, паузы, наполненные шелестом или журчанием воды, усиливают тревожность не хуже дельфиньих щелчков и страшных звуков, которые издают монстры. Тут на первый план выходит актерская игра, а также символы, которые режиссер вплетает в ткань повествования.

Символы в «Тихом месте» всюду: вместо трупов зритель видит кружащих в небе стервятников, вместо других выживших — огни на горизонте. В игре актеров большее значение имеют жесты, что заставляет смотреть фильм очень внимательно.

Однако полностью избавиться от штампов ужастиков Джону Красински не удалось: здесь есть и неожиданные нападения, и внезапные появления монстров сзади и в самый неподходящий момент. Не обошлось и без вопросов к сюжету: к примеру, где Эбботы берут столько песка для дорожек и что делают, если пройдет сильный ливень?

Но несмотря на некоторые нестыковки, у Джона Красински получился отличный фильм, в котором символы важнее слов, тишина создает напряжение, актеры трогательно отыгрывают чувства, а монстры не дают расслабиться ни на секунду.


Семен Мануйлов