Название торговой сети «Макси» последние год-два постоянно находится в топе череповецких новостей. Мнения о проектах вологодских бизнесменов у череповчан разные. Мы задали Татьяне Шепелиной, официальному представителю «Макси», вопросы, которые чаще всего поднимают жители.

Татьяна Шепелина

— Никакую другую сеть не обсуждают в Интернете так часто, как «Макси». Почему?

— По нашему мнению, внимание горожан привлекает строительство наших магазинов. Именно это, а не количество магазинов «Макси», является реальным поводом для «жарких» обсуждений. В Череповце сейчас работает 41 универсам «Магнит», 20 магазинов «Пятерочка» (по данным официальных сайтов сетей) и только пять магазинов «Макси». При этом строительство каждого нового торгового объекта (как и любое строительство) обращает на себя внимание людей, и естественно, находятся как сторонники появления нового магазина, так и его противники. Как правило, сторонники просто ждут открытия магазина, а противники активно высказывают свою позицию (безусловно, это их право), поэтому может складываться впечатление о присутствии какого-то негативного фона. Со своей стороны, мы стараемся минимизировать неудобства, связанные со строительством. Мы уважаем активную позицию череповчан и всегда готовы к диалогу. Почему другие сети обсуждают не так активно? Думаю, дело в том, что наши конкуренты (те же «Пятерочки» и «Магниты»), как правило, открываются на существующих площадях — это проходит не так заметно для горожан.

— В городе достаточно других магазинов. Зачем «Макси» нужны Череповцу?

— Строительство нового объекта имеет очень много плюсов для города, причем некоторые из них скрыты от горожан, так как они не всегда обладают полной информацией. Поясню подробнее. Строительство — это однозначно хорошо для города, ведь это развитие городской инфраструктуры, платежи в городской бюджет, развитие местного бизнеса, рост налоговых поступлений. Приведу конкретные примеры: только за право пользования земельным участком для строительства гипермаркета на Октябрьском проспекте мы заплатили порядка 76 миллионов рублей в городской бюджет (это арендная плата за землю и выкупная стоимость земли), а затраты на приобретение здания трамвайного депо и земли под ним для строительства супермаркета на улице Сталеваров составили 59,9 миллионов рублей. Участок на улице Монтклер был приобретен нами у города на открытых торгах и мы уже заплатили городу за его аренду более 13,5 миллионов рублей. Таким образом, за право строительства только на этих трех участках мы заплатили в городской бюджет почти 150 миллионов рублей.

Мы уважаем активную позицию череповчан и всегда готовы к диалогу.

Далее, мы всегда привлекаем для строительства сторонних подрядчиков, и большинство из них — местные организации. Большое количество череповецких строительных организаций получает подряды на строительство и на обслуживание наших объектов. Это приводит к развитию строительных фирм, созданию рабочих мест, росту налоговых отчислений.

На многих наших объектах часть площадей сдается в аренду местным предпринимателям, и это тоже создание условий для развития местного бизнеса, новые рабочие места и дополнительные налоги в местный бюджет. Разве плохо?

В качестве резюме добавлю, что совокупный размер наших инвестиций в строительство торговых объектов в Череповце в 2011—2017 годах составил около 2,3 миллиардов рублей.

— О налогах хотелось бы узнать подробнее.

— Рост налоговых поступлений в местный и региональный бюджеты — это не просто слова, это конкретные цифры. Смотрите: мы возводим новый объект и ежегодно уплачиваем с него налог на недвижимое имущество в размере 2% от кадастровой стоимости. Это немаленькие деньги, например, за торговый центр на проспекте Победы налог составляет более пяти миллионов рублей в год. То же самое с земельными участками: как только мы приобретаем их в собственность, мы платим с них земельный налог. По земельному участку под торговым центром на Октябрьском проспекте земельный налог составляет более 3,5 миллионов рублей в год. Хочу особо отметить, что это местные налоги, которые идут в бюджет города. При этом магазины многих федеральных сетей (например, те же «Магниты», «Пятерочки») в большинстве своем открываются на арендованных площадях, а это не приводит к увеличению налоговых отчислений в бюджет Череповца по земельному налогу и налогу на недвижимое имущество. Кроме того, зачастую арендодатели таких площадей применяют специальные налоговые режимы, которые позволяют легально минимизировать уплачиваемые ими налоги.

Есть и другие налоги, которые пополняют местный и региональный бюджеты. Например, налог на доходы с зарплат работников магазина, с зарплат работников наших подрядчиков, работников арендаторов, налоги с дохода от торговли. Кстати, мы зарегистрированы в Вологодской области и поэтому налог с доходов от торговой деятельности (мы применяем обычную систему налогообложения) мы платим в региональный бюджет, опять же в отличие от федеральных сетей, зарегистрированных в других регионах и там уплачивающих налоги с прибыли.

Положительный налоговый эффект для города и региона от появления новых «Макси» весьма ощутим.

— А что от появления новых «Макси» имеют горожане?

— Здесь все более очевидно. Во-первых, это новые современные и безопасные торговые объекты. Особо хочу отметить, что мы зачастую размещаем свои объекты вместо заброшенных, нефункционирующих зданий. Яркие примеры — здание трамвайного депо на улице Сталеваров, здание давно не функционировавшего предприятия ЖБиК на улице Архангельской. Земельный участок (пустырь) на улице Монтклер мы приобрели на торгах, в которых кроме нас никто не захотел участвовать. В результате вместо «неликвидных» объектов появляется современная городская инфраструктура, востребованная у горожан. И количество покупок, совершаемых череповчанами в наших магазинах, позволяет говорить об этом с уверенностью.

Положительный налоговый эффект для города и региона от появления новых «Макси» весьма ощутим.

Также из очевидных плюсов — новые рабочие места. На сегодня создано уже более 650 рабочих мест только в магазинах «Макси» в Череповце.

Следующий плюс — это интересный ассортимент продаваемых товаров, качественный сервис, адекватные цены в наших магазинах.

Особенно стоит отметить широкую представленность в «Макси» товаров местных производителей. Это и элемент привлекательности для наших покупателей, и поддержка местного бизнеса. Мы целенаправленно делаем акцент на сотрудничестве с местными производителями из Вологодской области и непосредственно из Череповца. Например, в наших магазинах представлен очень широкий ассортимент продукции Череповецкого молкомбината и Череповецкого мясокомбината, очень большой выбор продукции других череповецких производителей. По моему мнению, мы выгодно отличаемся по представленности товаров местных производителей, в частности, от федеральных сетей. И причины этого понятны — мы региональный игрок и можем более гибко выстраивать свою ассортиментную политику.

— Плюсы понятны, но есть и минусы. Стройка — это шум, и не только.

— Конечно, стройка — это процесс, который может создавать неудобства для жителей. Мы это хорошо понимаем и принимаем все возможные усилия к тому, чтобы эти неудобства минимизировать. Зачастую строительные работы не создают проблем жителям (проекты на Октябрьском, Сталеваров, Архангельской). Но иногда от соседства со стройкой бывает определенный дискомфорт. Поэтому наша стратегия — строить в максимально короткие сроки, чтобы создавать как можно меньше беспокойства жителям. Например, мы возвели здание супермаркета на улице Наседкина и закончили внешние работы всего за четыре месяца. При строительстве торгового центра на проспекте Победы мы специально изменили график строительных работ (сократили работу ночью и в выходные дни), чтобы не причинять лишних неудобств.

Также мы понимаем, что само появление нового объекта может создать объективные или субъективные неудобства жителям, и всегда внимательно прислушиваемся к их замечаниям, ищем компромиссные решения. На Наседкина по просьбе жителей близлежащего дома мы сделали ограждение для детской площадки, перенесли контейнеры для отходов в другое место, изменили схему освещения парковки, чтобы не создавать неудобств.

Сейчас у жителей дома № 23 по Шекснинскому проспекту есть вопросы по строительству нашего нового объекта, и мы готовы решать эти вопросы совместно с ними, находить устраивающие обе стороны решения.

Мы понимаем, что само появление нового объекта может создать объективные или субъективные неудобства жителям.

Особо хочу подчеркнуть, что несмотря на сжатые сроки строительства мы никогда не начинаем строительство объекта без получения всех необходимых документов, не открываем объект без получения разрешения на ввод в эксплуатацию, а само строительство проходит без каких-либо существенных замечаний со стороны контролирующих органов. Мы строим быстро и качественно.

— Сколько «Макси» вы намерены построить в Череповце?

— Сейчас в Череповце пять магазинов «Макси», в этом году откроется еще два — на пересечении Октябрьского проспекта и улицы Монтклер, и на Архангельской, 70. В следующем году мы намерены открыть еще два объекта. По итогам реализации наших планов в Череповце будет девять магазинов «Макси». Возможно, мы будем рассматривать и другие варианты для строительства, но, с учетом все усиливающейся конкуренции на рынке, решения будем принимать только после тщательного взвешивания экономических перспектив.

— Расскажите, чем вы руководствуетесь, выбирая место для строительства? Как определяется экономика проектов, если некоторые из «Макси» располагаются вблизи других торговых точек?

— Могу сказать, что к нам очень часто обращаются жители разных районов Череповца с просьбами открыть магазин в их районе. Конечно, при выборе конкретного места для строительства мы проводим исследования потенциального спроса и принимаем взвешенные решения. Мы не боимся конкуренции с другими торговыми объектами. Мы уверены, что найдем своих покупателей в каждом районе, где мы строим новый магазин.

Как показывает практика, есть много покупателей, которые предпочитают именно наши магазины. Количество покупок, совершаемых череповчанами в магазинах «Макси», само за себя говорит об их популярности и востребованности. Мы прилагаем много усилий к тому, чтобы наш ассортимент, сервис, цены и маркетинговые программы были привлекательны для посетителей. От конкуренции сетей потребитель только выигрывает, получая минимальные цены, широкий выбор продуктов и качественный сервис.

Мы видим, что наша сеть популярна у горожан. Конечно, не все и не всегда нас поддерживают, кого-то мы потревожили стройкой, кому-то наши магазины не нравятся. В отношении стройки мы принимаем все меры к конструктивному урегулированию любых разногласий с жителями, а в отношении покупателей, предпочитающих другие магазины, — мы уважаем их выбор, и будем прилагать усилия к тому, чтобы привлечь их в магазины «Макси».

Мы уверены, что развитие сети «Макси», как и развитие любого другого качественного и ответственного бизнеса, принесет много пользы Череповцу и череповчанам.

Василий Корешков

* * *