Действие фильма «Анон» происходит в будущем, когда все сферы жизни находятся под полным контролем, не существует ни приватности, ни анонимности. Зрение людей компьютеризировано, доступ к нему есть у полицейских. Все, что видит человек с рождения, записывается, и эти записи можно посмотреть в любое время.

Главный герой истории — полицейский Сол Фриленд (Клайв Оуэн). Он разгадывает череду таинственных убийств, в каждом из которых видеослед тщательно отредактирован, а жертвы не видели своего убийцу. Подозрение падает на девушку (Аманда Сейфрид), которая не определяется системой и не оставляет цифрового следа.

События фильма происходят в городе из стекла и бетона. На этом режиссер Эндрю Никкол делает особый акцент. Проверка улик происходит прямо в головах полицейских, поэтому в большинстве нежилых помещений и офисов нет ничего лишнего: люди работают за пустыми столами, а голые бетонные стены только подчеркивают утопичность происходящего.

На это работает и общая серость окружающего мира: блеклые здания, улицы, даже небо и деревья в мире «Анона» серые и невзрачные. К этому добавляется и общая ограниченность планов, которые выбирает оператор, и ограниченность музыкального сопровождения, подчеркивающая размеренное течение сюжета.

Тем ярче на этом фоне выглядят активные действия героев, а череда пауз и периодические ускорения позволяют режиссеру наращивать саспенс, в результате чего ключевые сцены фильма, в которых происходят критические события, выглядят в противовес обычной серости очень живыми и напряженными.

Оригинальной идею фильма не назовешь — про тотальный контроль и отсутствие анонимности кто только не писал и не снимал. Однако Эндрю Никкол, практически специализирующийся на фантастических антиутопиях (в его багаже «Гаттака», «Шоу Трумана», «Время»), рассказывает свою историю откровенно и прямо, не стесняясь обнаженки, секса, алкоголя, сигарет и наркотиков, что подкупает зрителя, которому надоело смотреть игрушечные боевики.

События, связанные с блокировкой «Телеграма» в России, подчеркивают актуальность фильма для российского зрителя. Посоветовать «Анона» можно не только любителям антиутопий, но и тем, кто хочет представить свое возможное будущее и будущее своих детей.


Семен Мануйлов