1 июня в Череповце с 24 до 26 рублей повысится плата за проезд в автобусах. Постановление об этом подписала сегодня мэр Елена Авдеева. Каковы причины для принятия непопулярного решения, на что оно повлияет и можно ли было обойтись без повышения? Эти вопросы журналист cherinfo задал директору муниципальной автоколонны № 1456 Сергею Орлову и директору крупнейшего частного транспортного предприятия «Новотранс» Владимиру Назаркову.

— Чем обосновано повышение платы за проезд?

Орлов: Последнее изменение стоимости проезда произошло в ноябре 2016 года, то есть полтора года стоимость не менялась. За это время цена топлива выросла существенно. ГСМ — одна из наших основных статей затрат. Все мы видим, как цены на АЗС меняются практически еженедельно, цена растет. Из общения с топливными компаниями мы не можем сделать вывод, где верхний предел, когда цена зафиксируется.

Назарков: Есть только одна причина — рост цен на топливо. Порядок цифр следующий: в октябре на АЗС дизтопливо стоило 37 рублей, а сейчас — практически 45 рублей. Все автобусы работают на дизтопливе, а оно имеет тенденцию самого высокого роста. С чем это связано — непонятно.

Сергей Орлов

— Почему в ряде городов стоимость проезда ниже, а в некоторых существенно ниже?

Орлов: Практически во всех регионах общественный транспорт является дотационным, Вологодская область здесь — исключение. Перевозчики у нас не имеют прямых дотаций, то есть нам не компенсируют стоимость перевозки льготных категорий граждан: например, школьников, студентов и так далее. Эти затраты несет перевозчик, независимо от формы собственности.

Назарков: У нас сопоставимые цены с Вологдой и даже с Ярославлем, хотя в Ярославле перевозки существенно субсидируются из бюджета. Если цена где-то сдерживается, там обязательно есть поддержка бюджета. Хотя в Москве и Петербурге огромные деньги выделяются на поддержку общественного транспорта, но цена там тоже высокая. У нас считается, что целесообразнее бюджетные деньги использовать, например, на детские сады и строительство дорог, чем субсидировать общественный транспорт, если он может работать на самоокупаемости. Перевозчики живут за свой счет.

— Что даст повышение платы?

Орлов: Основное — все участники рынка будут сохранены, так как речь идет в первую очередь о выживании. Если этого не сделать, то некоторым перевозчикам будет очень тяжело остаться на плаву. Второе — это стабилизация финансовой ситуации на предприятиях. Не идет речи о том, что после повышения начнется какое-то сверхразвитие, мы говорим о сохранении рентабельности на нулевом уровне. То есть это повышение не для того, чтобы транспортные предприятия богатели, а для того, чтобы мы не превратились в очередной город, где пассажирский транспорт представляет из себя «Газели» и тому подобное.

Назарков: Все повышение будет «передано» на заправки. В прошлом году мы позволяли себе довольно неплохо обновлять автопарк, в этом году программа — половина от прошлогодней. В прошлом году было 11 новых автобусов, в этом году в лучшем случае будет четыре-пять. Мы деньги от повышения «увезем» на АЗС. Мы бы и рады не повышать цену проезда, и надо бы ее не повышать, но все должны посмотреть на ценники на АЗС.

Владимир Назарков

— Исчерпаны ли другие способы повышения экономической эффективности?

Орлов: Субсидии из областного бюджета транспортные предприятия Вологодской области перестали получать в 2012 году, с этого времени мы постоянно сокращаем издержки и неэффективные затраты. Работаем по увеличению выручки на смежных направлениях, у нас это получается, но около 70% выручки предприятия формируется на городских перевозках, и столько же затрат уходит на городские перевозки. У нас некомплект штата даже по тем единицам, которые не подлежат сокращению: это водители и кондукторы. Все сокращения по аппарату управления проведены еще в 2016 году.

Назарков: Вариантов дальнейших событий несколько. Первый — это превратить общественный транспорт в Череповце в такой же, как в ряде городов, — это пазики и маршрутки. Второй — применение новых видов топлива. Мы смотрим, как пойдут газомоторные автобусы в Вологде. Уже следили за этими машинами в других городах: отзывы о них идут не очень хорошие. К тому же заправка в Череповце всего одна, и она на выезде из города. Пробеги на заправку ломают всю экономику. Но во всяком случае это перспектива, есть государственная программа по переходу на газовое топливо.

Цены на дизтопливо в Вологодской области

— Вам не кажется, что из-за постоянного повышения цен на проезд люди перестают пользоваться общественным транспортом?

Орлов: Это естественный процесс: жители Череповца предпочитают личный транспорт общественному. Сокращение пассажиропотока идет ежегодно уже много лет, все больше и больше людей делают выбор в пользу личного транспорта. Усилит ли эту тенденцию изменение стоимости проезда? Думаю, скачков, каких-то кардинальных изменений не произойдет. Будет ли продолжаться постепенное уменьшение пассажиропотока? Возможно.

Назарков: Ситуация такая, что российские граждане не наездились на личных машинах и заставить их от них отказаться сейчас невозможно. Отток пассажиров будет, но если брать статистику по нашему предприятию, то пассажиропоток не падает. Появляются новые районы, торговые центры, то есть какие-то точки, в результате создания которых идет сохранение объема перевозок. Но ощутимо падение в выходные дни: все выезжают из Череповца.

Какие цены на проезд установлены с 1 июня

На одну поездку в автомобильном (кроме такси) общественном транспорте городского сообщения при протяженности маршрута более 10 километров — 26 рублей. При протяженности маршрута не более 10 километров тариф сохранен на уровне действующего, то есть 10 рублей.

На одну поездку в электрическом (трамвай) общественном транспорте городского сообщения — 24 рубля.

Стоимость единого месячного проездного билета для проезда на всех видах общественного городского транспорта (кроме такси) составит:

  • для обучающихся в образовательных организациях высшего образования очной формы обучения, обучающихся в профессиональных образовательных организациях очной формы обучения, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в течение учебного года — 1027 рублей;
  • обучающихся в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, в течение учебного года — 771 рубль.

Стоимость проездных билетов для предприятий:

  • автобус — 2340 рублей;
  • трамвай — 2160 рублей.

Льготные проездные билеты для отдельных категорий граждан:

  • месячный — 950 рублей.
  • разовый — 20 рублей.


Андрей Ненастьев