Экологически чистый катамаран идет от Балтики до Каспия по историческому пути, проложенному еще в 1703 году.

Судно двигается из Санкт-Петербурга через Великий Новгород, Петрозаводск, Череповец, Москву, Нижний Новгород, Казань, Самару и Волгоград. Конечный пункт маршрута — Астрахань. Путь в пять тысяч километров проходит по Неве, Оке, Волге, Каме. Весь маршрут катамаран должен преодолеть за 90 дней.

В Вологодской области судно уже побывало в Вытегре, Белозерске, Шексне. Сегодняшняя остановка — Череповец.

Карта экспедиции

Участники экспедиции посетят детский технопарк «Кванториум», где начался научно-технический фестиваль «Эковолна». Для школьников и студентов организованы научно-популярные лекции, мастер-классы, конкурсы, викторины и квесты.

«Вопросы экологии — это и задачи экспедиции «Эковолна». Сегодня мы узнаем много интересного об экотехнологиях, увидим уникальное судно, посмотрим, как можно использовать альтернативные источники энергии на водном транспорте», — отметила заместитель мэра Череповца Наталья Стрижова.

Катамаран «Эковолна» — разработка российских инженеров, на судне установлены электродвигатели, работают которые от солнечных батарей. Большинство комплектующих — также российского производства: солнечные панели сделаны в Новочебоксарске, аккумуляторы — в Новосибирске, автоматика — в Санкт-Петербурге. Электродвигатели немецкие, в России пока таких не делают.

На судне восемь спальных мест. Три — для постоянного экипажа, остальные — для пассажиров: экологов, инженеров, студентов и победителей отборочных туров конкурса.

«Длина катамарана 11,6 метра, вес — более пяти тонн. Площадь солнечных панелей — 60 квадратных метров. Мы получаем за день до 6,5 киловатта солнечной энергии. Этого полностью хватает на работу двух электродвигателей, освещение, на бытовые электроприборы, подогрев воды, подзарядку всех гаджетов. Мы еще ни разу не заряжались от электросети, — говорит руководитель экспедиции, директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» Евгений Казанов. — Проблема лишь одна — отсутствие причалов, приходится ночевать на воде. А в Вологодской области мы столкнулись еще и с очень сильными ветрами. Высота волн иногда достигает двух метров, для нашего катамарана это предел. Мы попали не в очень хорошую погоду».

Катамаран — это плавучий университет по изучению водных объектов и экологии. Еще одна миссия судна — популяризация чистых источников энергии.

«Мы остановимся в 14 городах, везде рассказываем детям и взрослым, что каждый из нас может сделать для природы. Каждые три часа экипаж замеряет параметры окружающей среды: температуру, влажность, давление, скорость и направление ветра, химический состав воды, радиационный фон и уровень освещенности. Все это заносится в судовой журнал. Так мы создадим экологическую карту по всему нашему маршруту. В Череповце мы тоже проверили все параметры — все в норме. Но солнышка не хватает, поэтому скорость упала», — рассказала Наталья Рязанова, кандидат географических наук, заведующая лабораторией МГИМО.

По словам организаторов проекта, если экспедиция пройдет успешно, уже скоро экологичные суда могут появиться в крупных городах страны. Так, в Москве и Петербурге планируется запустить речные трамваи на солнечных батареях.

Экспедиция «Эковолна» проходит в рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» дорожной карты «Маринет» Национальной технологической инициативы. Организатор — АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований».


Людмила Макарова