Ямал: суровые условия, большие деньги
Ямал считается наиболее перспективной частью Арктики: здесь добывается основная часть российского газа, работают крупные нефтяные компании. Можно ли быстро разбогатеть на «ямальской вахте» и каково живется в городах, вокруг которых нет дорог, а зимой за минус 40, — в нашей рубрике #рукойподать.
Город тяжелых продаж
Салехард, столицу Ямала, местные иногда пишут на английский манер — Salehard, или «город тяжелых продаж». И жить, и вести бизнес здесь трудно во многом из-за транспортных проблем: к Салехарду до сих пор нет даже нормальной автодороги. Железная дорога — в соседнем Лабытнанги, но города разделяет двухкилометровой ширины Обь.
На паромной переправе гостей столицы ЯНАО встречает «статуя» мамонта. Нам довелось услышать несколько версий, почему именно мамонт, но самая простая и распространенная — «дак мамонты здесь жили».
Надежды, что мамонт высечен из камня, не оправдались. Местные выложили всю правду-матку, сообщив, что внутри фигуры металлокаркас, сам мамонт пустотелый и просто покрыт имитацией камня. Говорят, на зиму зверю надевают большую шапку Деда Мороза, которую видно с другого берега Оби.
Главный транспорт в этих местах — малая авиация. Перелеты дотируются правительством, однако список таких рейсов ограничен. Местные покупают билеты за несколько месяцев. Если не успеешь, перелет до Санкт-Петербурга на обычном коммерческом рейсе будет стоить около 28 тысяч в одну сторону. Субсидируемый рейс по тому же направлению — 22 тысячи в обе стороны.
Население Салехарда — всего около 50 тысяч человек, но здесь очень много вахтовиков, которые работают на месторождениях, а также специалистов, временно переезжающих на Ямал «за деньгами».
«Люди приезжают сюда, чтобы доработать до пенсии, а потом «на землю» возвращаются. От предприятий платят большие пенсии, получается по 50−60 тысяч рублей. Вот у вас есть такие пенсии? — рассуждает азербайджанец Ниямеддин, который на Ямале живет уже 19 лет. Ниямеддин вместе с племянником Хаялом вечером возвращаются в Салехард из Лабытнанги на пароме. — Ребенок рождается, правительство Ямала платит по три тысячи в месяц — разве плохо?».
Небольшой Салехард чист и ухожен, на многих улицах идет строительство тротуаров и сквериков.
Говорят, что из-за длинных полярных ночей на уровне города принято решение оформлять здания в ярких цветах, чтобы они не давили серостью. Похоже, это правда: город пестрит желтыми, синими и красными фасадами.
Семь лиственниц
Соседний с Салехардом Лабытнанги (в переводе с ханты — «семь лиственниц») — городок с населением чуть больше 20 тысяч человек, конечная станция Северной железной дороги.
Лабытнанги — еще один труднодоступный населенный пункт. Пожалуй, единственная автодорога отсюда ведет в поселок Харп, где находится одна из немногих в России колоний для пожизненно осужденных «Полярная сова». В самом Лабытнанги также стоит наследие ГУЛАГа — колония «Белый медведь».
В свое время Лабытнанги считался центром ямальской геологоразведки, местные геофизики открыли 95% известных на Ямале месторождений нефти и газа. Сейчас ученых в городе, по утверждению местных жителей, осталось мало, как и в целом работы. Основной работодатель — администрация и бюджетные учреждения. Тем не менее, Лабытнанги, известный как «ворота Ямала», сохраняет всю инфраструктуру для промышленного освоения полуострова. Так, отсюда начинается ведомственная железная дорога «Газпрома» Обская — Бованенково, действует порт.
В городе огромные для его масштабов цены на все — от хлеба до недвижимости. Коробка молока стоит не менее 60 рублей, двухкомнатная квартира — не менее трех миллионов. Литр 95-го бензина обойдется в 43−45 рублей, топливо возят из Омска и Ухты.
«Молоко есть местное, но также возим московским поездом из Кирова и Вологды. За вологодским очередь стоит, хотя оно приходит со сроком годности уже минус два-три дня», — рассказала Мадина, продавец магазина.
Отсутствие стабильного транспортного сообщения — главная причина, по которой в Лабытнанги нет ни одного сетевого магазина.
Местные жители утверждают, что уровень цен компенсируется размером зарплат: здесь действует северный коэффициент 1,8. Однако даже местных зарплат не хватает в период ледостава, когда «зимник» через Обь уже разморожен, а паромы еще не ходят. Людей и товары перевозят старые 12-местные суда на воздушных подушках и вертолеты, что делает цены на всё поистине заоблачными.
Новая застройка в городе соседствует с двухэтажными деревянными бараками эпохи покорения БАМа. Построены красивые и большие детские сады, которыми здесь гордятся.
Начальник отдела проектной работы местной администрации Светлана Гриценко сообщила, что по федеральной программе «Комфортная городская среда» в городе в прошлом году отремонтировали 23 двора, в этом сделают еще 16.
Утром чиновница занята распределением подростков из «бригады главы» по участкам для уборки улиц.
«По программе летней занятости у нас 14 ребят, работают они по четыре или шесть часов, в зависимости от возраста. Получат около 23 тысяч рублей каждый, будут заниматься только уборкой города», — рассказала Светлана Гриценко.
Северный широтный ход — надежда Ямала
Обь разделяет не только Салехард и Лабытнанги, но и железную дорогу: на одном берегу Оби заканчивается Северная железная дорога, на другом проектируют продолжение Свердловской железной дороги. В 2019 году планируется начать строительство Северного широтного хода — крупнейшего в России инфраструктурного проекта, который в этих местах часто сравнивают с Крымским мостом.
В чем суть проекта? Еще при Сталине существовала «стройка 501», на которой трудились от 80 до 100 тысяч заключенных. Они строили железнодорожный путь, который уже пришел в негодность и который сейчас предлагается восстановить в новой конфигурации. Соединение Северной и Свердловской железной дорог позволит предприятиям Урала и Северо-Запада получить быстрый доступ на Ямал.
Ключевой объект огромной стройки (нужно проложить более 700 километров железной дороги) — мост через Обь. Протяженность будущего моста 2,5 километра, он будет стоить не менее 60 миллиардов рублей, а весь проект Северного широтного хода оценивается в 236 миллиардов.
Предполагается концессия: РЖД и Газпром реконструируют собственные отрезки широтного хода, которые существуют с 1980-х годов. Правительство Ямала частично профинансирует строительство моста через Обь.
Предполагаемый грузооборот новой железнодорожной линии составит 23,9 миллиона тонн в год, завершить строительство планируется в 2023 году.
На Ямале добывается 80% от общего объема всего российского природного газа и 13% от всех извлекаемых запасов нефти. Здесь работают крупнейшие компании — это «Газпром нефть», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Новатэк». Северный широтный ход позволит разрабатывать месторождения, которые ранее не представляли интереса для инвесторов из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Соединение Северного широтного хода и железнодорожной линии Бованенково — Сабетта позволит создать у поселка и порта Сабетта крупный транспортно-логистический узел и вывести предприятия северо-запада и центра России к Северному морскому пути.
Освоение мерзлоты
Строительство Северного широтного хода, как и любое строительство в этих местах, связано с инженерными проблемами. В первую очередь это подвижность грунта из-за вечной мерзлоты, которая на деле зачастую не вечная, а оттаивает каждый год.
Именно по этой причине в Лабытнанги дома строят на железобетонных сваях, которые загоняют в предварительно пробуренные «шурфы». Окна первых этажей находятся на уровне в два человеческих роста, а чтобы зайти в подъезд, нужно преодолеть два-три лестничных пролета. В домах нет подвалов, а цоколи намеренно не теплоизолируют, чтобы тепло от дома не уходило «в землю» и не размораживало грунт.
Из-за нестабильности вечной мерзлоты проседает железнодорожное полотно. На некоторых участках линии Чум — Лабытнанги Северной железной дороги по подсказке ученых в землю вдоль рельсов были вкопаны термосифоны — металлические трубы с хладагентом, который охлаждает грунт в теплый период года и поддерживает минус. Термосифоны, стоящие по разные стороны рельсов, образуют каркас и фактически являются ледяными сваями.
«Зимой здесь очень сильные заносы, а весной начинается паводок, — рассказывает заместитель главного инженера СЖД по воркутинскому участку Игорь Пантюшин. — Сначала тают грунтовые воды, потом идут воды с гор. Масса воды спускается к железнодорожному полотну. Челябинскими 330-ми тракторами проводим оканавливание, сзади у тракторов есть «клык» для этого».
Пропускная способность участка Чум — Лабытнанги три миллиона тонн, после строительства Северного широтного хода объем перевозок должен вырасти в пять раз.
Человек и тундра
Как говорят местные жители, едва ли не основная проблема Ямала в том, что люди, приезжающие на заработки, не остаются здесь жить: «У нас все залетные». Небольшие населенные пункты существуют за счет вахтовиков, в сельских школах практически нет учеников.
Суровый климат, высокие цены, бесконечные проблемы с транспортом и огромные расстояния — все это ждет на Ямале.
«Вот приехал парень, у него на родине молоко стоит 20 рублей, а тут у нас не меньше 40. И ничего кругом нет, весь поселок за два часа можно посмотреть. Зачем ему тут оставаться?» — спрашивает житель железнодорожной станции Елецкая Николай.
В Елецкой (формально станция находится в административном подчинении Воркуты) раньше жили три тысячи человек, сейчас 150, и все — работники СЖД. Ближайшая медицинская помощь — в Воркуте, до которой, если нет попутного поезда, три часа по тундре на вездеходе. Торговля ведется через небольшие ларьки, где ценников на продукты просто нет: цена определяется «по ситуации».
Руководство СЖД рассчитывает на Северный широтный ход и проектирует новые дома и общежития для работников станции.
Жители Ямала и Полярного Урала относятся к проекту с долей иронии, ведь о начале строительства уже говорили — в 2015 году.
«Вон там камень в честь нового моста через Обь заложен, но туда не пройти, всё в воде сейчас, — показывает куда-то в кусты болтливый работник парома Салехард — Лабытнанги в ожидании погрузки машин. — Мы не знаем никто, когда этот мост сделают».
«Вот пенсионный возраст у нас наступит, так может сделают. Только когда это теперь будет?» — разводит руками другой паромщик.
Андрей Ненастьев