Заметки из кругосветки: гватемальские гусары и репортаж из преисподней
Кругосветное путешествие череповчанок Ольги Гронской и Людмилы Маракулиной продолжается. Из Мексики череповчанки отправились в Гватемалу, а оттуда через Сальвадор и Гондурас в Никарагуа и дальше по маршруту. Все места, где побывали путешественницы, мы отмечаем на карте.
Гватемальские гусары денег не берут
В Антигуа (Гватемала) добирались с большими приключениями, на перекладных. Приехали в десятом часу вечера. Жилье не забронировано, пришлось ловить такси. По-английски шофер не говорил. Мелькнула мысль, что сейчас высадит с чемоданами где придется. Для себя решили, что ни за что не выйдем.
Наличных у нас оставалось мало. На испанском, как могли, объяснили водителю, что нужен «тархетоавтоматико» (банкомат то есть) и комната на ночь. В центре. И недорого.
Водитель оказался супермужик: возил нас по периметру центра, пока не нашли гостинку и открытый ночной банкомат. Последний, правда, не пригодился — оказалось, что за все можно платить картой, не как в Мексике. Отвыкли.
Водитель даже денег не взял, но от объятий ему отвертеться не удалось. Гостиница хоть и дорого, но супер: в древнем здании, историей веет, чистая-чистая, современная внутри. И тишина…
Город, который управляет людьми
В Антигуа очень четко чувствуется, что не люди управляют городом, а город ими. Он — самостоятельная единица и сам решает, что с тобой делать.
По приезду пошли по ночному городу искать едальню. Тусклое освещение улиц в этот час и почти полное отсутствие света на центральной площади — мы будто переместились во времени: фонари показались факелами, мощеная темно-серым камнем мостовая словно издавала цокот копыт и грохот деревянных телег.
Антигуа основан в 1543 году, недаром его называют городом-музеем — колониальные здания здесь на каждом шагу. Кстати, ЮНЕСКО признало Антигуа памятником Всемирного наследия.
Но мы в Антигуа не задержались, отправились в столицу — Гватемалу, или Ciudad de Guatemala по-испански.
Crazy Russians
В Гватемале таксист, который вез нас в зону 11 (здесь все по зонам), очень воодушевился, узнав, что мы русские. Жестикулировал, смеялся, что-то спрашивал.
Реальную степень его воодушевления мы поняли, когда он стал кричать через окно знакомому таксисту, что везет русских! Сигналил в ритме танца с саблями и произносил, смакуя, слово «Пиутин». И нас называл, счастливо хохоча, «крейзи». Комплимент такой.
На прощание Фернандо (так звали таксиста) пожимал руки и просил вызвать его завтра — отвезет, куда захотим. Но за деньги.
Труба вновь зовет
Из Гватемалы поехали в Манагуа, это в Никарагуа. Из окна автобуса посмотрели на красоты Сальвадора и Гондураса. Кстати, из Гватемалы в Сальвадор переехали «влет» — бесплатно и без очередей.
В Гондурасе ситуация другая: на границе очередь сто человек, стояли в три окошка два часа. Поставили печать, откатали пальцы, но только правой руки. И это, заметьте, чтобы выехать из страны! Въезжали примерно так же.
Никарагуа, здравствуй!
В виды Никарагуа просто влюбились: прерия, но львов не хватает под деревьями. С костями недоеденных животных. Невысокие кроны деревьев. Низкая травка. И кондоры кружат. Нереально, как в кино.
Что можно сказать о Манагуа? Центр столицы ухожен, но пустынен. Чуть дальше, к окраинам, десятки километров улиц без тротуаров или с подобием их. И все торгуют.
Интересное наблюдение: люди улыбаются не так много, более суровые лица. Большая сосредоточенность на чем-то недостижимом, может, на светлом будущем. Напоминают русских (по внутреннему состоянию) и вьетнамцев. То есть те нации, которые здорово хлебнули военных невзгод и лишений.
Когда узнали немного историю страны, поняли. Никарагуа всегда воевала. И, в общем, побеждала: гражданская война, суровый режим, либеральная революция, конституционная война, война против американцев-захватчиков, сандинистская революция со свержением клана Самосы, пара-тройка землетрясений и извержений. И по мелочи еще всякого. Выстояли и неуклонно идут к свету в конце тоннеля.
Благоустройство по-никарагуански
Центр Манагуа украшен цветными железными деревьями. Когда темнеет, они подсвечиваются огоньками. Деревья в огромных количествах «растут» на набережной озера Манагуа и на центральных улицах.
Как нам пояснили, президент Ортега решил украсить столицу и заказал такую красоту лучшим дизайнерам. На каждое дерево ушло 20 тысяч долларов, а деревьев таких больше тысячи.
Набережные пустынны. Парки тоже. Нет детского смеха, гуляющих в тенечке граждан. На работе все, наверное.
Притеснение котиков
О братьях наших меньших. Мексика и страны Центральной Америки — царство собак. Тут всякие: породистые, бережно выгуливаемые хозяевами, дворовые, тянущие службу, беспризорные и полудомашние.
Бедных котов гоняют. Они осторожно показываются, выходят поздним вечером и под прикрытием хозяев и деревьев.
Репортаж из преисподней
В маленькой Никарагуа семь действующих вулканов и много озер. Просто страна вулканов и озер. И многие озера — в кратерах бывших вулканов.
Вулкан Масая недалеко от Манагуа, 26 километров. Из автобуса высадили напротив входа в нацпарк, и вперед, в преисподнюю…
Как оказалось, к кратеру возят только на машине за 100 кордоб (одна кордоба равна примерно двум рублям). Доехали за пять минут. У жерла смотровая площадка.
Окружающий пейзаж соответствует: черные опаленные камни, безучастные отвесные стены и запах «жареного», то есть серы. Заглянули вниз — впечатлило. Но не страшно.
Едем дальше
И вот мы уже в Коста-Рике, в столице Сан-Хосе. Высотные дома, светофоры — явные признаки цивилизации. Холодно: днем до +25, а ночью +17…+19.
Зашли в церковь Святой Солидад. Кайфанули от звучания органа. Потом началась служба со священником. Одет он был в традиционное зеленое, а служба напоминала представление Вупи Голдберг в фильме «Действуй, сестра!». Понравилось. Падре пел молитвы как песни. Голос хороший, поставленный. Все поют их хором и покачиваются в такт. Потом пришло желание поставить свечи: за родителей, за путешествие и за детей.
Следующая страна кругосветки — Панама. Остановились в Каско-Вьехо — старом районе Панама-Сити. Что тут сказать? Так, наверное, выглядит рай.
После Панамы — Колумбия, Богота. Летим, а не едем. Перелет отлично, даже наливали!
Золотая столица
Именно так называют Боготу. Поскольку было холодно и шел противный дождь, впечатление не такое радужное. Но характер города чувствуется. Богота большая и целеустремленная, но не очень приветливая.
Побывали в Музее золота. Очень мощно! Столько золота в одном месте!
Еще одно открытие — классическая колумбийская музыка. Мы жили в исторической части города, рядом с музыкальным театром Luis Anhel Aranho. Шли мимо, увидели афишу премьерного концерта произведений колумбийских композиторов. Ну как не сходить?
Сказать, что был шок от уровня исполнения и от самой музыки, — ничего не сказать! Потрясающие исполнители, потрясающая музыка! Одно из сильнейших впечатлений в жизни. Без преувеличений.
А после концерта был фуршет. Для всех. Все по-простому — подошли к музыкантам, представились, поблагодарили. Получили в подарок диск с автографом и фото на память.
На такой чудесной ноте покидаем Колумбию и едем в Эквадор.
Ольга Гронская, Людмила Маракулина