Вечером 23 января во Дворце химиков состоялась встреча жителей Северного района и Заречья с руководителями компании «Чистый след», которая с 1 января отвечает за вывоз мусора в Череповце и ближайших районах. Разговор был сложным: жители сходу обвинили предприятие в неумении работать. Региональный оператор попытался рассказать о своих проблемах.

Гендиректор «Чистого следа» Андрей Бредин начал с напоминания о том, что в прошлом году он уже провел порядка 30 встреч с разъяснениями мусорной реформы. Затем перешел к наиболее распространенным обвинениям.

«Наша компания создана не вчера и не в прошлом году, — сообщил Бредин. — Мы работаем на рынке вывоза отходов с 2011 года. В 2012 году мы запустили мусоросортировочный завод, который работает каждый день без выходных. Говорить, что мы созданы специально под конкурс, нельзя. У нас есть свои мусоровозы. Просьба не говорить мне, что мы проблем не знаем. Но мы не сможем их решить одни — без помощи управляющих компаний, ТОСов и, наверное, власти».

Встреча по мусорной реформе

И.о. начальника управления тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса департамента ТЭК области Ольга Салтыкова объяснила, что в тарифе за вывоз мусора 51% составляют расходы на транспортирование отходов, 35% — затраты на их обработку и захоронение, а остальное — собственные расходы регоператора на заключение договоров и уплату налогов.

Заместитель мэра Череповца Илья Матросов отметил, что хотя «Чистый след» не подчиняется городским властям, компания реагирует на замечания и устраняет их:

«За прошлую неделю выявлено 450 нарушений, практически все они устранены в короткие сроки».

Следом перешли к вопросам.

После погрузки мусора контейнеры не закатывают обратно, а высыпавшийся мусор не подбирают.

Андрей Бредин: Перевозчики выбраны путем конкурсного отбора, эти перевозчики ранее уже работали. Водители пояснили, что раньше УК просили не закатывать контейнеры на площадку, если она заснежена или там есть мусор, чтобы дворник мог там прибраться. Сегодня мы провели совещание с УК, принято решение, чтобы контейнеры ставили обратно, так как много жалоб. Кроме того, на ряде площадок отсутствует спуск, такие площадки делались под металлические контейнеры. Когда перешли на пластиковые, закатить их обратно стало сложно. Перевозчикам сказали сейчас это делать через силу. Одновременно ведем работу, чтобы на таких площадках появились пандусы. Третья проблема — если перевозчик раньше видел, что контейнер поломан, он его обратно не закатывал. Сейчас все это запрещено, перевозчик должен сфотографировать сломанный контейнер и сообщить нам. С тем, что мусор не убирается, мы боремся. Перевозчики должны мусор убирать в месте погрузки, то есть в том месте, где он грузил, но не на контейнерной площадке. Откуда эта проблема? Если контейнер загружен по нормам и правилам, то мусор из него не высыпается. А если на нем «шапка», то отходы вылетают. Эта проблема, в свою очередь, из-за того, что количество контейнеров не соответствует реальной потребности.

Крупногабаритный мусор вывозится в основном по заявкам. Когда будет график?

Андрей Бредин: Крупногабаритный мусор должен вывозиться не реже раза в неделю, обычно так и происходит. В некоторых домах в Зашекснинском районе мы вывозим каждый день. Мы планируем заставить перевозчиков вывозить каждый день, чтобы машина ходила по маршруту и собирала этот мусор.

Встреча по мусорной реформе

Будут ли учитываться льготы и надо ли льготникам что-то предпринимать?

Директор по правовым вопросам ООО «Чистый след» Эдуард Николаев: С соцзащитой у нас заключено соглашение об информационном обмене, дополнительно никакие документы не нужны. Все сведения о льготах нам уже предоставляются.

У меня в собственности дачный дом или несколько квартир. Можно ли предоставить справку о непроживании, чтобы начисления не производились?

Эдуард Николаев: Этот вопрос регулируется 354-м постановлением, но оно не совершенно и не совсем в пользу жителей, скажем так. Однако мы выработали механизм, по которому будет производиться перерасчет. Основной документ — показания электросчетчиков. Если у вас нет расхода электричества, это подтверждает непроживание однозначно. Достаточно предоставить платежку за электричество, но будут приниматься и другие документы. Поправка на работающие холодильники будет сделана. Главы районов наотрез отказываются выдавать справки о непроживании, ссылаясь на то, что эту функцию у них изъяли. Но если такая справка будет, мы оставляем за собой право проверить ее подлинность и проверить, живет ли в доме кто-то кроме вас. По опыту других регионов справки предоставлялись, но в доме жили другие люди. В таком случае будет составлен акт и будет начислено по количеству проживающих.

Осенью обращались к УК и ТСЖ, чтобы выкупили контейнеры, а теперь оказывается, что это обязанность регоператора. Как быть?

Эдуард Николаев: Смуту внесли разъяснения прокуратуры Вологодской области. Мы свою позицию высказали, ее придерживается и правительство области. Обслуживающая организация обязана организовать и содержать место накопления. У нас в тарифе этих затрат нет. В следующем году это будет включено в тариф, а законодательство будет урегулировано. Правительство области делало запрос в Минприроды, был ответ, что при невключении в тариф регоператор контейнеры не закупает. Разъяснения прокуратуры — это не нормативный акт. Законодательство не обязывает регоператора закупать и устанавливать контейнеры, это лежит на плечах обслуживающих организаций и собственников.

Встреча по мусорной реформе

Планируется ли пересмотр тарифа или норматива?

Ольга Салтыкова: Мы ожидаем, что региональные операторы не будут платить НДС и изменится плата за негативное воздействие на окружающую среду. Если это произойдет, тариф может быть пересмотрен.

Как вы будете работать с теми, кто откажется платить?

Эдуард Николаев: В соответствие с законодательством. Это судебные процедуры. Договор у всех фактически заключен с 1 января, вам не обязательно иметь письменный договор, это публичная оферта.

Мы платим за переработку мусора. Что вы перерабатываете?

Андрей Бредин: В Вологодской области нет перерабатывающих заводов, есть только сортировочные. У нас есть такой комплекс, он позволяет сортировать 50 тысяч тонн отходов в год. Это не весь объем, предусмотрены мероприятия по переходу на 100% переработки. В тарифе регоператора нет инвестиционной составляющей. Инвестиции, которые планируются, это вложения не в какие-то мифические объекты, это сортировочный завод вблизи Череповца, завод в Вытегре, четыре мусороперегрузочные станции в западной зоне, мероприятия, связанные с существующим полигоном. Инвестор — не обязательно регоператор, им может выступать любое юрлицо.

Мы вам звоним-звоним, но никто не приезжает забирать мусор.

Андрей Бредин: Каждый день прибавляется 50—70 договоров, каждый день изменяются графики. Это будет происходить, пока все не подадут нам заявки. Семь тысяч юрлиц сидели и ждали, а потом спохватились. Я думаю, что два месяца максимум это будет длиться.

Встреча по мусорной реформе

Наше ТСЖ платило за вывоз мусора 9000 рублей, а сейчас 38600. Было 32,7 рубля на человека, а стало больше 140. Откуда такое повышение?

Андрей Бредин: За копейки мусор вывозили так называемые перевозчики, которые не имели лицензии, не платили налогов и вывозили не на полигон. Как он может вывозить за 90 рублей, если 90 рублей он должен отдать только за выгрузку на полигон? Тариф устанавливал не «Чистый след».

Почему вы не можете раскрыть тариф?

Эдуард Николаев: Информацию раскрываем в том объеме, какого требует законодательство. Раньше не было НДС, платы за негативное воздействие, это не решение департамента ТЭК, это федеральная нормативка. Не было обязательного требования обработки и сортировки. Если будет принято решение об исключении НДС, тариф снизится, наверное, до 105 рублей.

Встреча по мусорной реформе

Почему тариф в Вологодской области самый высокий в России?

Ольга Салтыкова: Не самый высокий. Тариф вычислен экономически обоснованный на основании территориальной схемы для покрытия производственных расходов в рамках территориальной схемы.

Почему не выбрали, например, четырех операторов, чтобы улучшить логистику перевозки и снизить тариф?

Ольга Салтыкова: Решение принималось на уровне зама губернатора, в том числе с точки зрения оптимизации логистики.

Контроля над ними («Чистым следом». — cherinfo) не имеет никто?

Ольга Салтыкова: «Нет, контроль осуществляется».

Сообщить о нарушении графика вывоза мусора можно по телефону диспетчера ООО «Чистый след» 643−644 или по электронной почте: info@sled35.ru


Андрей Ненастьев