Недооцененный и… бесценный

Фосфогипс — крупнотоннажный продукт, который образуется при переработке в удобрения природных апатитовых пород. Этот материал используется при производстве строительного гипса, а также высокообжиговых гипсовых вяжущих, используется в строительных составах, идеален для мелиорации почв и может применяться как составляющая систем минерального питания растений.

Представленная в Справочнике технология строительства дорог — новое слово в деле применения фосфогипса. Она была разработана в рамках соглашения компании «ФосАгро» с Саратовским Государственным университетом им Н.Г. Чернышевского в 2015 году. Научные работники провели полный комплекс исследований материала, оценки его физических свойств и экологической безопасности, разработали технологию применения в дорожном строительстве.

Результатом этой работы стал Стандарт организации строительства дорог с применением фосфогипса Балаковского производственного комплекса «ФосАгро». Этот документ был утверждён в декабре 2016 года федеральным агентством «РОСАВТОДОР». В нём чётко прописаны различные варианты устройства основания полотна автомобильных дорог из фосфогипса дорожного. Кроме того, в Стандарт включены все заключения, в том числе и экологические (безопасность материала подтверждается результатами трёх независимых экспертиз), а также дана характеристика самого материала и дорог, построенных с его использованием.

В чем секрет и выгода продукта?

В России развиваются технологии применения фосфогипса в сельском хозяйстве, дорожном строительстве, производстве строительных материалов, цементе и пр. Из-за растущего хозяйственного значения фосфогипса его называют побочным продуктом, а отвалы этого вещества квалифицируют как запасы. Единственная проблема этих запасов — их накопление. Пришло время отпереть кладовые. Новые технологии способны снять с фосфогипса определение — «побочный».

И работа по поиску применения активно ведется во всем мире. Например, еще в первом издании справочника IFA, которое вышло в 2016 году, не было ни одной технологии применения фосфогипса в дорожном строительстве. Во втором издании — сразу две — марокканская и российская. Безусловным лидером в поиске соответствующих решений в России выступает «ФосАгро». Более того, благодаря проведенной работе на сегодня «ФосАгро» — единственная компания в России, обладающая полным пакетом разрешительных документов на использование фосфогипса дорожного в дорожном строительстве.

Основание из фосфогипса несравнимо прочнее (до 6 раз) и дешевле (в среднем на 30%) того, в котором используются песок и щебень. А максимальная выгода (до 100%) от применения фосфогипса появляется при строительстве дорог IV и V категорий. То есть региональных, поселковых, внутригородских, местных. Поэтому эксперты видят в применении технологии возможность создания преимущественных условий для развития региональной дорожной сети.

Наконец, важным преимуществом применения фосфогипса дорожного является замещение (и сбережение) природных материалов, прежде всего, фракционированного щебня и песка.

В Саратовской области уже построено и эксплуатируется более 180 тысяч кв. м дорог. Все они показали высокие эксплуатационные характеристики, находятся в хорошем состоянии и эксплуатируются в течение длительного времени без капитального и ямочного ремонтов.

Полевые испытания превзошли ожидания

К этой новости стоит добавить, что несколькими годами ранее «ФосАгро» обратилась за содействием к Всероссийскому научно-исследовательскому институту картофельного хозяйства им. А. Г. Лорха. Ученым предстояло изучить и проверить питательные свойства фосфогипса, его пользу для сельскохозяйственного поля: выяснить его на эколого-токсикологические показатели окружающей среды, а также влияние на продуктивность и качество сельскохозяйственных культур.

Результат превзошел все ожидания. Так, было доказано опытным путем, что фосфогипс — ценное экологически чистое кальций-фосфорно-серное удобрение, позволяющее улучшать плодородие почвы и повышать продуктивность картофеля и ячменя. Например, урожайность картофеля выросла с 25,7 т/га до 29,5−34,5 т/га при внесении этой минеральной агроподкормки в различных дозах.

Внесение фосфогипса в почву в указанных дозах в комплексе с минеральными удобрениями (весной перед посадкой картофеля) привело к повышению показателей почвенного плодородия по сравнению с исходными значениями. Улучшилось само качество картофеля: увеличилось количество сухого вещества, крахмала и витамина С. Также ученые отметили положительное влияние применения фосфогипса на устойчивость картофеля к грибным болезням клубней: фитофторозу, парше обыкновенной и ризоктониозу.

Полевые испытания фосфогипса, заложенного в почву весной 2013 года, продолжились в 2014 г (последействие) — на ячмене. Среди прочего, было установлено, что эта минеральная агроподкормка улучшает плодородие почвы и повышает урожайность ячменя с 19,7 ц/га до 27,5 ц/га. В итоге севооборот картофеля и ячменя вырос, а качество почвы, в том числе и ее плодородие, улучшилось.

Выводы и перспективы. Дорожное строительство и сельское хозяйство

Включение технологии применения фосфогипса в дорожном строительстве в справочник IFA — крупный успех в долгом поиске новых решений, который «ФосАгро» продолжает вести с недюжинным упорством. Он еще не закончен, но подобные публикации служат лучшей рекомендацией и строителям, и аграриям.

Уже ведется работа над внесением изменений в Стандарт организации дорог с использованием фосфогипса. Изменения нацелены на расширение сферы применения материала — не только в дорожном строительстве, но и в технологии ресайклинга (укрепления или стабилизации грунтов), строительстве оснований.

Внесение фосфогипса в перечень агрохимикатов реестра Министерства сельского хозяйства РФ позволяет применять фосфогипс для мелиорации земель и решения других сельскохозяйственных задач — улучшения структуры почв, обеспечения минерального питания растений. Включение в реестр означает отсутствие ограничений для сельского хозяйства в плановом использовании фосфогипса, возможность его включения в государственные и региональные программы поддержания плодородия почв и развития сельского хозяйства.

* * *