УТВЕРЖДАЮ
Председатель общественных слушаний,
заместитель председателя комитета
охраны окружающей среды мэрии города Череповца
____________ О.Н. Игнатьева
«____» ___________ 2019 года

ПРОТОКОЛ
проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы — проектной документации «Полигон промышленных отходов ПАО «Северсталь», включая материалы по 3 этапу оценки воздействия на окружающую среду — подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду

г. Череповец, ул. Жукова, д. 4, каб. 301
«10» июня 2019 года 14:00

Место проведения: г. Череповец, ул. Жукова, д. 4 (здание дирекции по кадрам ПАО «Северсталь»).

Начало слушаний: 14:00.

Планируемое место намечаемой деятельности: земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102003:501, принадлежащий на праве аренды ПАО «Северсталь» (местонахождение: Вологодская обл., г. Череповец, территория Северо-западного промышленного узла).

Инициатор проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы — проектной документации «Полигон промышленных отходов ПАО «Северсталь», включая материалы по 3 этапу оценки воздействия на окружающую среду — подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду (далее — общественные слушания): Публичное акционерное общество «Северсталь».

Организатор проведения общественных слушаний: комитет охраны окружающей среды мэрии города Череповца (далее — Комитет).

Предмет общественных слушаний: объект государственной экологической экспертизы — проектная документация «Полигон промышленных отходов ПАО «Северсталь», включая материалы по 3 этапу оценки воздействия на окружающую среду — подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Информирование и привлечение общественности: в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372, Порядком организации общественных обсуждений о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе на территории муниципального образования «Город Череповец», утвержденным решением Череповецкой городской Думы от 06.11.2014 № 206, постановлением мэрии города Череповца от 23.05.2017 № 2361 «О проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы — проектной документации «Полигон промышленных отходов ПАО «Северсталь», включая материалы по 3 этапу оценки воздействия на окружающую среду — подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду информация о месте и времени проведения общественных слушаний опубликована ПАО «Северсталь» не позднее, чем за 30 дней до даты проведения слушаний в следующих официальных источниках (периодических изданиях):

— на официальном сайте мэрии города Череповца (электронная ссылка: https://cherinfo.ru/notification/101239-komitet-ohrany-okruzausej-sredy-merii-uvedomlaet-o-provedenii-obsestvennyh-obsuzdenij-v-forme-obsestvennyh-slusanij);
—  в газете федерального уровня «Российская газета» от 08.05.2019 г. № 98 (7856);
—  в газете регионального уровня «Красный Север» от 08.05.2019 г. № 49 (28052);
—  в газете муниципального уровня «Речь» от 08.05.2019 г. № 82 (24953).

Проведение общественных обсуждений: материалы проектной документации по теме слушаний, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду, были размещены и доступны для ознакомления, подготовки замечаний и предложений в течение 30 дней со дня опубликования объявлений о проведении общественных обсуждений:

— по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Маяковского, д. 11 (кабинет № 210) по рабочим дням с понедельника по пятницу с 09:00 до 16:00 час.;
— по электронной ссылке http://chermk.severstal.com/rus/csr/1207/document43053.phtml.
Установленная форма представления замечаний и предложений по материалам слушаний: письменные и электронные сообщения в адрес ПАО «Северсталь» (162608, Вологодская область, г. Череповец, ул. Мира, д. 30, е-mail: severstal@severstal.com) и ООО «Северсталь-Проект» (162606, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Маяковского, д. 11, е-mail: engineering@severstal-proekt.com).

Журнал учета поступивших замечаний и предложений граждан и юридических лиц по проектной документации, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду проекта (хозяйственной деятельности) «Полигон промышленных отходов ПАО «Северсталь», включая материалы по 3 этапу оценки воздействия на окружающую среду — подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, находился по адресу: г. Череповец, ул. Маяковского, д. 11, каб. 210 в течение 30 дней до даты проведения слушаний. В указанный период обращений граждан и юридических лиц по теме слушаний не поступало.

Председатель общественных слушаний:

Игнатьева О.Н. — заместитель председателя комитета охраны окружающей среды мэрии.

Согласно списку зарегистрированных участников общественных обсуждений в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы — проектной документации «Полигон промышленных отходов ПАО «Северсталь», включая материалы по 3 этапу оценки воздействия на окружающую среду — подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду на общественных слушаниях присутствуют 22 человека.

Слушали:

Игнатьеву О.Н.

1. О необходимости избрания президиума в количестве 2 человек, персонально:

— Игнатьеву О.Н., заместитель председателя комитета охраны окружающей среды мэрии;

— Белова М.Н., главный эколог Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологии дивизиона ПАО «Северсталь».

Возражений не поступило. Решение об избрании президиума в названном составе принято единогласно.

2. О необходимости избрать секретариат общественных слушаний в количестве 2 человек, персонально:

— Домот О.Н., консультанта комитета охраны окружающей среды мэрии;

— Михайлову С.А., главного специалиста комитета охраны окружающей среды мэрии.

Возражений не поступило. Решение об избрании секретариата в названном составе принято единогласно.

3. Об утверждении повестки проведения общественных слушаний:

— выступление Белова М.Н. с докладом «О необходимости строительства полигона промышленных отходов ПАО «Северсталь»;

— выступление Ивановой Е.А. с докладом «Проектная документация «Полигон промышленных отходов ПАО «Северсталь». Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду»;

— обсуждение поступивших вопросов по заданной тематике, обмен мнениями;

— подведение итоговобщественных слушаний, подписание протокола.

Возражений не поступило. Решение об утверждении повестки проведения общественных слушанийпринято единогласно.

4. О необходимости утверждения регламента проведения общественных обсуждений:

— продолжительность выступления — не более 15 минут;

— обсуждения поступивших вопросов, обмен мнениями — до 5 минут.

Возражений не поступило. Регламент общественных слушаний принят единогласно.

Белова М.Н.

Одной из основных задач работы ПАО «Северсталь» является минимизация объема размещаемых отходов. Строительство нового полигона промышленных отходов актуально для предприятия. Емкость действующего полигона ограничена, а обойтись без нового современного полигона, отвечающего всем требованиям действующего законодательства, предприятие не сможет.

Сравнительная оценка альтернативных вариантов показала, что наиболее предпочтительным является вариант размещения полигона промышленных отходов на участке, расположенном к западу от р. Кошта, южнее действующего полигона промышленных отходов ПАО «Северсталь». Другие варианты размещения полигона характеризуются значительными ограничениями и негативными последствиями для окружающей среды.

Сегодня проводится 3 этап общественных слушаний по строительству полигона промышленных отходов ПАО «Северсталь».

Более подробно о проектной документации и материалам по оценке воздействия на окружающую среду расскажет Иванова Е.А.

Игнатьеву О.Н.

У присутствующих есть вопросы, предложения, замечания по этому выступлению? (Вопросов нет). Слово для выступления предоставляется Ивановой Е.А., начальнику бюро экологии ООО «Северсталь-Проект».

Иванову Е.А.

Задачей 3 этапа проведения оценки воздействия на окружающую среду являлось подготовка окончательного варианта материалов. Все технические решения разработаны Институтом прикладной экологии и гигиены г. Санкт-Петербург.

Полигон промышленных отходов является специализированным инженерным и природоохранным сооружением, предназначенным для централизованного приема, утилизации и захоронения промышленных отходов 3, 4 и 5 класса опасности. На захоронение поступают отходы, утилизация которых в настоящее время технически невозможна.

На проектируемый полигон промышленных отходов поступают условно три потока: промышленные отходы на захоронение; шпалы железнодорожные деревянные отработанные (на накопление); древесные отходы 5 класса (на переработку).

В целях соблюдения требований санитарного и природоохранного законодательства выбор участка для размещения объекта осуществлялся на альтернативной основе. Выбранный земельный участок расположен восточнее ЗШН № 2, его свободная площадь в границах проектирования — 14,20 га. Основные преимущества выбранного участка относятся: расположение вне водоохранной зоны р. Кошта, на достаточном удалении с подветренной стороны от населенных пунктов (1,6 км до д. Веретье и 1,7 км до п. Новые углы); незастроенная территория; равнинный рельеф; наличие подъездной шлаковой дороги; отсутствие подземных и наземных коммуникации.

Объем отходов, планируемый к поступлению на полигон — 169698,5 т/год. Расчетный срок эксплуатации полигона — 24,8 лет.

Для исключения вредного воздействия на окружающую природную среду полигон промышленных отходов предусматриваются на подготовленном основании с кольцевым обвалованием и разработкой ряда защитных мер: оборудование противофильтрационного экрана со сбором и отводом дренажа; применение технологии складирования, обеспечивающей санитарно-эпидемиологическую безопасность за пределами санитарно-защитной зоны; контроль качества грунтовых вод путем отбора проб из наблюдательных скважин выше и ниже полигона по потоку грунтовых вод.

Захоронение отходов всех классов происходит в одну карту, так как при совместном захоронении они не образуют более токсичных, взрывопожарных веществ. Заполнение рабочей карты осуществляется по методу «надвига» (отходы перемещают с площадок разгрузки бульдозерами в пределы рабочей карты, расположенной в основании формируемого яруса). Операция повторяется с наращиванием суммарной мощности слоя уплотненных отходов (яруса), в среднем высота ярусов составляет 2,0 м. После уплотнения (многократного проезда бульдозера) производится пересыпка отходов слоем грунта или инертного материала. Во избежание оголения складируемых отходов и разноса их ветром предусмотрено обустройство ограждающей дамбы из грунта или инертного материала (коэффициент уплотнения = 0,95) высотой от 3 м.

Таким образом, технология захоронения обеспечивает полную изоляцию отходов.

В рамках процедуры ОВОС выполнена прогнозная оценка потенциальных значимых воздействий на окружающую среду намечаемой деятельности и оценка достаточности принятых в проекте природоохранных мероприятий.

Для размещения полигона потребуется изъятие земельного участка. Альтернативные варианты использования выбранного участка для непромышленных целей отсутствуют, дополнительного изъятия земель из состава ненарушенных не требуется, принцип рационального использования земель соблюден.

Прямое допустимое механическое воздействие ограничится рамками используемых земель. При соблюдении комплекса мер активизация деструктивных процессов не выйдет за пределы допустимого и ограничится участком землеотвода.

Ввиду высокого залегания грунтовых вод (0,5 м от поверхности земли) в основании карты полигона предусмотрена подсыпка местным грунтом или иным инертным материалом, толщина подсыпки не менее 2,0 м. Отсыпка непучинистым грунтом дна основания полигона обеспечит надежную конструкцию, исключая возможность значительной просадки и деформации.

Выполнение надежного противофильтрационного экрана из геосентитических материалов и организация сбора поверхностного стока и фильтрата обеспечит защиту почвогрунтов, загрязнение будет исключено.

Основным видом воздействия намечаемой деятельности на состояние воздушного бассейна является загрязнение атмосферного воздуха выбросами от работы автотранспорта, заправка техники и работа участка по переработке древесных отходов.

Для предотвращения разноса ветром частичек отходов предусматривается система пылеподавления, которая представляет собой равномерное увлажнения и покрытие отходов изоляционным слоем, с последующим уплотнением бульдозером и устройство дамб. На участке деревопереработки устанавливается оборудование закрытого типа, очистка выбросов осуществояется в циклонах, расположенных на улице. После очистки воздух возвращается в помещение цеха.

Таким образом, работа полигона в штатном режиме не приведет к существенному ухудшению экологической ситуации по атмосферному воздуху в районе.

В составе проектных решений по строительству полигона предусмотрены технические решения по предотвращению загрязнения подземных вод, разработанные на современном уровне технического прогресса и доступных технологий, с применением наилучших из выпускаемых материалов и средств их использования, что обеспечивает охрану водных объектов от загрязнения и истощения.

Нахождение полигона вне водоохранной зоны р. Кошта, отсутствие забора воды и сброса сточных вод в водоток резко снижают фактор негативного воздействия на поверхностные водные объекты. Для водоснабжения объекта используется привозная вода.

Сточные воды и фильтрат с полигона поступают в двухсекционный регулирующий пруд выполняющий роль аккумулирующей емкости. Для предохранения грунтов и грунтовых вод от загрязнения регулирующий пруд имеет противофильтрационный экран. Фильтрат и поверхностные сточные воды собираются и отводятся на очистку в комплексные очистные сооружения до предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (в дальнейшем они используются для технологических нужд — на полив тела полигона, мойки автотранспорта). Хозяйственно-бытовые воды вывозятся на городские очистные сооружения.

Для предотвращения загрязнения грунтовых вод проектными решениями предусмотрена отсыпка основания карты полигона, устройство современного противофильтрационного экрана как по дну полигона и по откосам, так и по дну регулирующего пруда, что обеспечит надежную защиту грунтовых вод от загрязнения.

Высокая долговечность гидроизоляции достигается за счет способности натриевого бентонита выдерживать неограниченное количество циклов гидратации-дегидратации. Благодаря этому свойства гидроизоляционного материала сохраняются в течение многих лет эксплуатации.

Таким образом, предусмотренная система водоснабжения и водоотведения позволит максимально сократить объем потребляемой воды.

Для обеспечения благоприятной экологической обстановки при размещении полигона промышленных отходов на выбранном участке проектными решениями предусмотрена реализация ряда природоохранных мероприятий:

  1. Оборудование противофильтрационного экрана со сбором и отводом дренажа.
  2. Применение технологии складирования, обеспечивающей санитарно-эпидемиологическую безопасность.
  3. Очистка поверхностного стока и фильтрата в комплексной системе очистки.
  4. Оборотный цикл производственного водоснабжения и водоотведения.
  5. Организация покомпонентного мониторинга за состоянием окружающей среды.

По завершению эксплуатации полигона предусмотрена рекультивация с посадкой многолетних трав.

Выполненная предварительная оценка воздействия, позволила установить, что воздействие проектируемого полигона на компоненты ОПС предполагается как незначительная в рамках допустимого.

Предусмотренные в проекте технологические и технические решения, организационные мероприятия достаточны и обеспечивают экологическую и промышленную безопасность намечаемой деятельности.

Игнатьеву О.Н.

Спасибо. У присутствующих есть вопросы, предложения, замечания по этому выступлению?

Игнатьеву О.Н.

Есть ещё вопросы к докладчикам? (Вопросов нет).

Предлагаю проголосовать за принятие материалов по объекту государственной экологической экспертизы — проектной документации «Полигон промышленных отходов ПАО «Северсталь», включая материалы по 3 этапу оценки воздействия на окружающую среду — подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

решили:

1. Заслушав выступления по теме слушаний присутствующие на общественных слушаниях проголосовали следующим образом:
«За» принятие материалов по объекту государственной экологической экспертизы — проектной документации «Полигон промышленных отходов ПАО «Северсталь», включая материалы по 3 этапу оценки воздействия на окружающую среду — подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду — 22 человека, «Против» и «Воздержавшиеся» — 0 человек.

Решение о принятие материалов оценки принято единогласно.

2. По результатам проведенных общественных слушаний Комитету направить утвержденный протокол общественных слушаний ПАО «Северсталь» в течение 3-х рабочих дней с даты проведения указанных слушаний.

Секретариат общественных слушаний:

Консультант комитета охраны окружающей среды мэрии города Череповца О.Н. Домот

Главный специалист комитета охраны окружающей среды мэрии города Череповца С.А. Михайлов