Порядок возврата технически сложных товаров регламентируется Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей).

Механизм возврата технически сложного товара зависит от срока обнаружения в нем недостатков. Например, потребитель вправе требовать замены технически сложного товара, либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, если требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю (абзац 8 пункта 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17).

По истечении пятнадцати дней со дня его передачи, отказ от исполнения договора купли-продажи, либо требование о замене технически сложного товара, могут быть удовлетворены в случае обнаружения существенного недостатка товара, либо нарушения установленных Законом о защите прав потребителей сроков устранения недостатков товара, либо невозможности использования товара более 30 дней (в совокупности) в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Особо следует отметить, что в соответствии с «Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, технически сложные товары бытового назначения надлежащего качества (без недостатков), на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года, не подлежат обмену в порядке и по основаниям, установленным статьей 25 Закона о защите прав потребителей.

Однако при приобретении таких товаров дистанционным способом действуют иные правила, поскольку приобретение товара в интернет-магазине не похоже на покупку в «обычном» магазине тем, что на стадии выбора товара и во время оформления сделки ознакомиться с ним возможно только по описанию, поэтому законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав потребителя от недобросовестных действий хозяйствующего субъекта.

В связи с этим, при приобретении технически сложного товара бытового назначения дистанционным способом его возврат (применительно к товару надлежащего качества) возможен в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней, в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

Отсутствие документа, подтверждающего факт и условия покупки технически сложного товара бытового назначения у продавца, не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства его приобретения. Также если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.

Для реализации прав потребителей необходимо направить претензию в адрес продавца (изготовителя, импортера). Продавец проводит проверку качества товара, потребитель вправе участвовать при проведении проверки качества. В случае спора о причинах возникновения недостатков (производственный брак, недостаток возникший по причине неправильной эксплуатации и пр.) проводится независимая экспертиза. В случае несогласия с результатом независимой экспертизы потребитель вправе оспорить ее в судебном порядке. Напоминаем, что в соответствии со ст. 17 Закона — защита прав потребителей осуществляется судом.