Разъяснения действующего земельного законодательства с целью недопущения нарушений
Муниципальный земельный контроль осуществляется с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений требований земельного законодательства, оценки соблюдения контролируемыми лицами требований земельного законодательства, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений требований земельного законодательства, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
К нарушениям земельного законодательства относятся: самовольное занятие земельного участка, неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока или использование такого участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. За такие виды нарушений предусмотрен административный штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Установленные КоАП РФ размеры штрафов за нарушения земельного законодательства:
Вид нарушения | Процент от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение (минимальный размер штрафа), ** | Диапазон размера штрафа | ||||
| Граждане | Должностные лица | Юридические лица | Граждане | Должностные лица | Юридические лица |
Самовольное занятие земельного участка* (ст. 7.1. КоАП РФ) | 1−1,5 | 1,5−2 | 2−3 (не менее 100 тыс. руб.) | 5−10 | 20−50 | 100−200 |
Использование земельного участка не по целевому назначению (п. 1 ст.8.8. КоАП РФ) | 0,5−1 | 1−1,5 | 1,5−2 (не менее 100 тыс. руб.) | 10−20 | 20−50 | 100−200 |
Неиспользование земельного участка (п. 3 ст. 8.8. КоАП РФ) | 1−1,5 | 1,5−2 | 3−5 (не менее 400 тыс. руб.) | 20−50 | 50−100 | 400−700 |
* За нарушения, выраженные в самовольном занятии земель, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
** В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора, муниципального контроля» (далее — Постановление) в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении муниципального земельного контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту -Закон № 248) и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — Закон № 294), внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки в 2022 году проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры.
Срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Законом № 248-ФЗ и Законом № 294 до дня вступления в силу Постановления (10.03.2022) и действующих на день вступления в силу Постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания не позднее предпоследнего дня срока продления, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.
Обращаем Ваше внимание, что в случае неисполнения предписания в установленные сроки контрольный орган обязан принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания.
Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
Заранее и заблаговременно примите все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства, исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений в установленный срок.