Цифровая маркировка — это эффективный инструмент выявления нелегальной продукции, обеспечивающий прослеживаемость товаров и предоставляющий возможность осуществлять контроль за производителями, использующих «серые» схемы ввода в оборот продукции. Маркированная продукция — признак качества, свидетельство того, что конкретный товар принадлежит конкретному производителю и качество продукции соответствует заявленному.

С учетом текущих изменений в действующем законодательстве Российской Федерации, маркировке товаров подлежат следующие товарные группы: молочная продукция; лекарственные препараты; обувь; товары легкой промышленности; шубы; шины и покрышки; духи и туалетная вода; фотоаппараты и лампы-вспышки; табак; упакованная вода.

Пять товарных групп находится в эксперименте (компаниям предоставлено время для подготовки к регистрации в системе «Честный знак»): пиво и слабоалкогольные напитки; антисептики; медицинские изделия; никотиносодержащая продукция; биологически-активные добавки к пище.

Семь товарных групп готовы к участию в эксперименте, запуск состоится с учетом экономической обстановки для каждой отдельной отрасли: сладкая вода; консервы из мяса, овощей и фруктов; корма для домашних животных; алкогольная продукция; детские игрушки; консервированная рыба и морепродукты; радиоэлектронные товары.

Кроме того, с 15.03.2022 введена обязательная цифровая маркировка нагреваемого табака (стиков) и бестабачных смесей для кальянов, реализация остатков без маркировки указанной продукции разрешена до 30.09.2023.

С целью пресечения нелегального оборота товара в национальной информационной системе маркировки «Честный знак» взаимодействуют федеральные органы: Роспотребнадзор, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба России, Россельхознадзор, Минсельхоз России, Роспатент, Федеральная антимонопольная служба, Росстат, Росалкогольрегулирование, Росаккредитация.

За нарушение действующего законодательства в сфере оборота продукции, подлежащей обязательной маркировке, предусмотрена как административная ответственность по статьям 14.2; 14.10; 14.15; 14.53; 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных нарушения, так и уголовная ответственность по статьям 171.1; 180; 327.1; 199; 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Специалисты управления административных отношений мэрии 09.06.2022 приняли участие в семинаре-совещании «Цифровая маркировка — гарант прозрачности рынка».