Рекомендации по организации питания школьников
Важнейший период жизни человека — школьный возраст, пора от 7 до 17 лет, время физического, интеллектуального, нравственного становления и активного развития. Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка.
Суть рационального питания заключается в том, чтобы ограничить употребление поваренной соли, углеводов и животных жиров (но не отказаться совсем), и увеличить употребление растительной пищи (фрукты, овощи, бобовые, орехи). При этом необходимо придерживаться разумных норм и не есть слишком много. Усредненные значения рекомендованной энергетической ценности для детей: от 7 до 11 лет — 2350 ккал в день, от 12 лет и старше — 2720 ккал в день.
Рацион школьника должен быть сбалансирован по всем пищевым компонентам. Рекомендуется поддержать соотношение белков, жиров и углеводов как 1:1:4. Содержание растительных и животных белков следует поддерживать в соотношении 2:3. Жиры же должны быть преимущественно растительного происхождения. Считается оптимальным три основных приема пищи и три перекуса: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин. Также рекомендуется организовывать приемы пищи в определенное время: это способствует лучшему усвоению пищи и профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
Не стоит забывать о разнообразии рациона. Горячее питание в школьных столовых поможет избегать однотипности блюд. В питании детей обязательно должны присутствовать разнообразные молочные, мясные, рыбные, яичные блюда, овощи, фрукты, орехи и растительные масла. Особое внимание нужно уделять и кулинарной обработке: необходимо исключить жарение и фритюр, отдавать предпочтение запеканию, варке и приготовлению на пару.
Не стоит забывать о принципах приемственности школьного питания детей в семье и в выходные дни так же придерживаться «правильного» питания.
Родители школьников могут осуществлять контроль за качеством питания детей.
Мероприятия по родительскому контролю за организацией питания обучающихся рекомендуется регламентировать локальным нормативным актом общеобразовательной организации. Организация родительского контроля может осуществляться в форме анкетирования родителей и детей и участии в работе общешкольной комиссии.