Среди всех видов мошенничеств финансовое мошенничество занимает особое место. Какие только хитрости не используют охотники за чужими деньгами, чтобы обогатиться. С активным развитием новых технологий финансовое мошенничество тоже не стоит на месте, адаптируется к современным условиям. В наши дни мошенничество приобрело интеллектуальный характер. Мошенники применяют не только новые технологии, но и самые современные психологические методики, такие как нейролингвистическое программирование.

Одной из многочисленных правовых проблем на сегодняшний день является вопрос компенсации вреда, причиненного при переводе банками денежных средств своих клиентов аферистам.

До 2021 года при зачислении сумм на счета банки проверяли только два реквизита: номер счета и наименование получателя, и проблемы возникали в ситуациях, когда разные компании имели одинаковое наименование. После этого Центральный банк внес изменения в положение № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». Кредитные организации обязали проверять еще и ИНН получателя.

Сотрудники банка должны сверять данные владельца счета с теми, что указал плательщик, и если есть сомнения в достоверности сведений — сообщить об этом отправителю.

Перевод денег другому получателю говорит о том, что финансовая организация оказала услугу ненадлежащего качества. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей» (Закон РФ) исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.

В силу п. 1 ст. 29 Закона РФ потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

При рассмотрении вопросов о возмещении потребителю денежных средств, перечисленных банком мошенникам, суд должен учитывать, что у потребителя нет специальных познаний о правилах оказания банковских услуг. Действующее законодательство возлагает обязанность проверки правильности перевода не на потребителя, а на банк как исполнителя услуг. ИНН, в отличие от номера счета компании в банке, — это открытые данные. Поэтому плательщик может их проверить. Банк, который принял платежное поручение с определенным идентификационным номером налогоплательщика, обязан перевести деньги именно этой фирме. А если в платежном поручении есть неточность, например, счет принадлежит другому юридическому лицу, — сообщить об этом отправителю.

Череповецкий территориальный отдел
Управления Роспотребнадзора по Вологодской области