Важным потребительским свойством банковских услуг (продуктов), предусматривающих начисление процентов на остаток собственных денежных средств по счетам потребителей, к которым относятся текущие банковские счета (в том числе «карточные счета» и «накопительные счета»), является начисление процентов на остаток поступивших на счет денежных средств. Данное свойство стимулирует потребителей размещать денежные средства в кредитной организации для получения дополнительного дохода и дает ей возможность использовать временно свободные денежные средства потребителей.

При этом нередко кредитные организации для привлечения потребителей при продвижении накопительных продуктов акцентированно указывают на возможность получения процентов на остаток денежных средств, не указывая при этом на наличие менее привлекательных условий, непосредственно влияющих на размер дохода потребителя (например, зависимость процентной ставки от суммы или срока нахождения денежных средств на счете), а также на необходимость ознакомления с документами, закрепляющими указанные условия. Сведения, размещенные на сайтах кредитных организаций, часто не раскрывают информацию об условиях, предусматривающих изменение процентных ставок по накопительным продуктам. Однако такие условия влияют на размер возможного дохода, получаемого потребителями по данным продуктам и напрямую зависящего от размеров процентных ставок.

Совершение кредитными организациями вышеуказанных действий, вводящих в заблуждение потребителей, может приводить к нарушению права потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых банковских услугах.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в т. ч. сведения об основных потребительских свойствах услуг, цену в рублях и условия приобретения услуг.

Учитывая изложенное, для соблюдения прав и законных интересов потребителей кредитным организациям необходимо раскрывать полную и достоверную информацию о наличии условий, от соблюдения которых может зависеть размер получаемого потребителями по накопительным продуктам дохода. В частности, при любых указаниях на размер процентных ставок, информацию об условиях, предусматривающих изменение процентных ставок по накопительным продуктам, рекомендуется раскрывать непосредственно вместе с информацией об их размере. Раскрывать данную информацию следует на сайтах кредитных организаций (на страницах соответствующих накопительных продуктов), в документах, содержащих условия по накопительным продуктам (в том числе выдаваемых потребителям на руки при открытии накопительных продуктов), а также в иных информационных материалах, используемых кредитными организациями при взаимодействии с потребителями.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации также рекомендовали кредитным организациям более прозрачно раскрывать условия, от которых зависит доходность накопительного счета (Информационное письмо ФАС России № АК/11522/23, Банка России № ИН-03−59/15 от 17.02.2023 «О раскрытии информации по накопительным продуктам»).