Не секрет, что финансовые организации могут навязывать услуги при оформлении кредита (займа). Например, заставлять оформлять страховку.

По общему правилу, согласно п. 1 Указания Банка России от 20.11.2015 № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования», при осуществлении добровольного страхования страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.

Таким образом, кредитным организациям при досрочной выплате заемщиком долга приходилось возвращать часть полученной суммы.

Однако на практике встречаются случаи удержания кредитными организациями комиссионного вознаграждения за помощь в оформлении страхового полиса, которое при досрочном погашении кредита не подлежало возврату.

Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» предусмотрено, что если при предоставлении потребительского кредита (займа) заёмщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заёмщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заёмщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заёмщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заёмщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Кредитор в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора и должен обеспечить возможность заёмщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги, в том числе посредством заключения иных договоров, которые заёмщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа).

В силу п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов. Аналогичное правило содержится и в ст. 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

Таким образом, отказ заказчика от исполнения договора может последовать как до начала оказания услуги, так и в процессе её оказания. В случае отказа от исполнения договора в процессе оказания услуги заказчик возмещает исполнителю его фактические расходы, которые он понёс до этого момента в целях исполнения той части договора, от которой заказчик отказался.

Следовательно, в случае удержания кредитной организацией комиссионного вознаграждения за помощь в оформлении страхового полиса и при обращении заемщика с требованием о досрочном расторжении договора страхования, финансовая организация обязана доказать: какие именно услуги она оказала с обоснованием фактически понесённых ею расходов к моменту отказа заемщика от договора.

Указанную правовую позицию подтвердила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 06.12.2022 № 18-КГ22−73-К4.