Об итогах работы Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в 2015 году
В 2015 году в сравнении с аналогичным прошлым периодом (АППГ) выявлено 1423 (+10%, 1289) нарушений, с целью устранения которых внесено представлений — 319, по которым привлечено к дисциплинарной ответственности должностных лиц 173. На незаконные правовые акты принесено 174 протеста. К административной ответственности по постановлениям прокурора привлечено лиц 122, направлено материалов для возбуждения уголовных дел — 5. О недопустимости нарушения закона предостережено 10 должностных лиц. Практически на уровне прошлого года продолжалась исковая работа: по результатам общенадзорных проверок в суды общей юрисдикции направлено 55 заявлений, в арбитражный суд 8.
Проверки коснулись и особо охраняемых природных территориях; охраны водных объектов, атмосферного воздуха, режима водоохранных, санитарно-защитных зон, зон санитарной охраны водоисточников; об охране лесов и противодействии незаконному обороту древесины; о недрах, об охране объектов животного мира, о защите прав предпринимателей, о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Первоочередное внимание уделяется работе органов власти, местного самоуправления и контролирующих органов, как ими организуется работам по рассмотрению обращений граждан и по проведению проверок загрязнителей окружающей среды.
По результатам проверок административной практики в 2015 году прокуратурой принесено 46 протестов, 16 представлений, по результатам рассмотрения которых 11 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Нарушениями, выявленными в рамках надзора, явилось не выяснение при назначении наказания обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по фактам ненадлежащего оформления протоколов об административном правонарушении, существенных нарушений процессуальных требований, ненадлежащего оформления постановлений по делу об административном правонарушении в части сведений, обязательных для отражения.
Основаниями принесения протестов являлись нарушения норм как материального, так и процессуального права.
Так, оспорено постановление Облохотдепартамента о привлечении гражданина по ст. 8.37 КоАП Российской Федерации, которому вменялось только отсутствие разрешения на добычу зайца-беляка, что образует уже состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 7.11 КоАП РФ — пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения. Всего таких было принесено 5 протестов (все удовлетворены).
Кроме того, инспекторами Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области были вынесены 6 постановлений, в которых в нарушение требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ, мотивированное решение по делу отсутствовало. А именно, в резолютивной части постановления не указаны фамилия, имя, отчество физического лица, привлеченного к административной ответственности; решение о признании лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении виновным; соответствующая статья КоАП, по которой данное лицо признано виновным. Незаконные постановления опротестованы, изменены.
Заместителем главного государственного инспектора по охране национального парка «Русский Север» в 2015 году, в нарушение ч. 1 ст. 4.5, п. 6. ч.1.ст. 24.5 КоАП РФ выносились постановления по делам об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.11 КоАП РФ по истечению срока давности привлечения к административной ответственности. Всего таких было принесено 16 протестов (все удовлетворены).
Оспорены в судах незаконные решения административной комиссии Кирилловского муниципального района Вологодской области о назначении административного наказания по ст. 3.6 Закона Вологодской области
Так же в 2015 году было принесено 3 протеста на постановления главного государственного санитарного врача по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах о назначении административного наказания, вынесенных в отношении администраций сельских поселений и глав администраций по ст. 8.2 КоАП РФ — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. Администрациям вменялись факты захламления муниципальных территорий, между тем администрации осуществляют полномочия по организации сбора и вывоза отходов, а это диспозицией ст. 8.2 КоАП РФ не охватывается. В настоящее время протесты удовлетворены, постановления судом отменены.