Как оформить самовольно занятый участок
Практически в каждом населенном пункте имеются собственники земли, которые непреднамеренно или специально присвоили несколько метров свободной территории, посчитав их бесхозными.
Как правило, это происходит с участком, который находится внутри других земельных наделов без возможности подъезда или расположен в тупиковом проезде. Подобное самовольное занятие земельного участка чаще всего способствует его дальнейшему рациональному использованию, нежели обременяет кого-нибудь различными неудобствами.
Но вся проблема заключается в том, что бесхозной земли не бывает: это или участок, находящийся в частной собственности, или участок, находящийся в государственной собственности. Следовательно, подобное присвоение земельного участка и все сооружения, которые будут на нем возведены, считаются противозаконными, а новоиспеченный хозяин в любое время может получить указание освободить занятый участок и убрать самовольную постройку. С точки зрения законодательства самовольное занятие земли — это использование участка для ведения хозяйственной деятельности без каких-либо разрешающих документов. Согласно статье 7.1 КоАП РФ данные действия являются административным правонарушением, за которые предусматривается в штраф для граждан от 5 до 10 тысяч рублей. При этом речь идет о самовольном занятии обычной земли, находящейся в государственной собственности.
С 1 марта 2015 года начал действовать Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», разрешающий зарегистрировать право собственности на незаконно присвоенный земельный участок.
На юридическом языке этот процесс называется перераспределением земельных участков. Узаконивать прибавление земли вправе физические лица и собственники земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного и дачного хозяйств, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.
Также перераспределение возможно в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. Отметим, что величина прибавляемой земли имеет свои ограничения, которые установлены на законодательном уровне: общая площадь земельных участков одного лица после перераспределения не должна быть больше утвержденных максимальных размеров для каждой градостроительной зоны, зафиксированных в правилах землепользования и застройки территории. Однако прибавление не может осуществляться за счет земель, находящихся в частной собственности других лиц, или земель общего пользования, нарушать границы красных линий и располагаться в другой градостроительной зоне.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между муниципальным образованием и собственниками земельных участков.
Для заключения соглашения необходимо обратиться с заявлением в орган местного самоуправления о перераспределении. К заявлению необходимо приложить:
1)копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) схему расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю.
Заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
После заключения соглашения необходимо обратится с заявлением о регистрации права собственности на вновь образованный участок, оплатив государственную пошлину в размере, установленном законодательством о налогах и сборах (физические лица 350 рублей или 2000 рублей, юридические лица 22000 рублей).
Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области