Приобрести полис ОСАГО можно в виде электронного документа

С 1 января 2017 года страховые компании обязаны заключать договор ОСАГО в электронном виде на всей территории Российской Федерации.

Купить полис ОСАГО можно на сайте страховой компании в интернете, не выходя из дома, при этом доступ к сайту страховой организации может осуществляться через сайт Российского союза автостраховщиков. Любые другие способы приобретения электронного полиса — через агентов и других посредников — незаконны.

Процедура покупки электронного полиса достаточно простая, для нее потребуются те же самые документы, что и для приобретения полиса в офисе, — паспорт, водительское удостоверение, документ о регистрации транспортного средства и диагностическая карта (для автомобилей старше трех лет).

Для оформления электронного полиса ОСАГО необходимо пройти регистрацию на официальном сайте страховой компании и получить от нее идентификаторы для доступа в личный кабинет — логин и пароль. После авторизации следует заполнить заявление в электронной форме.

Страховая компания обязана предоставить возможность оплаты электронного полиса ОСАГО банковской картой на своем сайте. Дополнительно могут быть предложены иные способы оплаты.

Электронный полис будет отправлен на адрес электронной почты, указанный при регистрации на сайте страховой компании или при первом входе в электронный личный кабинет. Электронный полис также будет храниться в личном кабинете.

Бланк полиса необходимо распечатать и возить его с собой для предъявления сотрудникам полиции. По желанию автовладельца получить полис ОСАГО можно на бланке строгой отчетности, оплатив услуги почтовой доставки. Бумажный полис на привычном бланке строгой отчетности и полис в электронном виде абсолютно равнозначны с точки зрения законодательства.

Страховые компании обязаны обеспечить непрерывную работу своих сайтов. В свою очередь Банк России будет контролировать, как страховщики соблюдают требования по бесперебойности продаж электронных полисов ОСАГО.

При возникновении проблем с заключением договора ОСАГО в электронном виде можно обращаться с жалобой в Банк России, в том числе через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России (www.cbr.ru). К жалобе следует приложить скриншот (снимок) экрана мобильного устройства или персонального компьютера с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховой компании.

Ограничено начисление процентов по краткосрочным микрозаймам

С 1 января 2017 года вступает в силу трехкратное ограничение начисления процентов по договору потребительского микрозайма, заключенному начиная с этой даты.

Если срок возврата по договору не превышает одного года, микрофинансовые организации (МФО) не вправе начислять заемщику — физическому лицу проценты после того, как их сумма достигнет трехкратного размера суммы займа. Например, при займе в 5000 рублей задолженность заемщика ни в какой момент времени не может превысить 20000 рублей. Эта сумма включает сумму займа в размере 5000 рублей и начисленные проценты в размере 15000 рублей (5000 рублей х 3).

Обращаем внимание, что данное ограничение не распространяется на неустойку (штрафы, пени), а также на платежи за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату.

Еще одно ограничение касается просрочки возврата краткосрочного (до одного года) потребительского микрозайма: после возникновения просрочки МФО может начислять должнику проценты только на оставшуюся (непогашенную) часть суммы основного долга, однако начисление прекратится, как только проценты достигнут двукратного размера этой суммы. При этом МФО сможет вновь начать начисление процентов только после частичного погашения заемщиком займа и (или) уплаты причитающихся процентов.

Неустойка (штрафы, пени) должна начисляться только на не погашенную заемщиком часть суммы основного долга. Например, если непогашенная часть по просроченному договору составляет 5000 рублей, сумма, взимаемая с заемщика, будет равна 15000 рублей, которые включают сумму просроченной задолженности — 5000 рублей и начисленные проценты — 10000 рублей (5000 рублей х2).

Информацию об этих ограничениях каждая МФО обязана размещать на первой странице краткосрочного договора потребительского займа перед таблицей с индивидуальными условиями договора.

Как не стать жертвой мошенников в киберпространстве при использовании банковских карт

Банковские карты — удобное современное средство платежа. Но технологиями в финансовой сфере научились пользоваться и мошенники. На сегодняшний день из всех видов мошенничества лидирует использование реквизитов банковских карт для осуществления несанкционированных операций посредством сети Интернет и устройств мобильной связи.

Преступники делают ставку на невнимательность, доверчивость, легкомыслие или жажду наживы, поэтому простейшие правила кибербезопасности следует помнить и соблюдать всем без исключения:

— Нигде не записывайте ПИН-код, не храните его рядом с банковской картой и не используйте его при заказе товаров и услуг через сеть Интернет, а также по телефону/факсу.

— Ни под каким предлогом никому не сообщайте реквизиты своей банковской карты и не передавайте её даже родственникам.

— Используйте в Интернете отдельную банковскую карту, содержащую сумму, остаточную только для оплаты товара или услуги.

— Пользуйтесь Интернет-сайтами только известных и проверенных организаций торговли и услуг.

-Установите на свой компьютер и на устройство мобильной связи антивирусное программное обеспечение и регулярно проводите его обновление.

— Подключите услугу СМС-информирования о совершаемых операциях по банковской карте. В случае если вашим банком с данной услугой одновременно предоставляется услуга перевода денежных средств посредством СМС-сообщений, то последнюю услугу (перевод) стоит отключить для недопущения несанкционированных переводов денежных средств с использованием мобильного устройства связи.

— При получении СМС-сообщения о блокировке вашей банковской карты, не выполняйте действия указанные в нем.

В случае если с банковской карты без вашего согласия мошенникам удалось списать денежные средства, следует:

Незамедлительно позвонить в банк, выпустивший карту, сообщить о мошеннической операции и заблокировать карту (номер телефона указан на обороте карты, на официальном сайте банка и в договоре о выпуске и обслуживании карты).

Незамедлительно, но не позднее следующего дня обратиться в отделение вашего банка и написать заявление о несогласии с операцией, экземпляр заявления с отметкой банка о приеме оставить у себя.

Обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении.

Отделение по Вологодской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации