О продаже товаров дистанционным способом (интернет-торговле) и возврате товаров в интернет магазин
Основными нормативными документами, устанавливающими порядок продажи товаров дистанционным способом, а также регулирующими отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей являются «Правила продажи товаров дистанционным способом», утв. Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612, Закон РФ «О защите прав потребителей».
Продажа товаров дистанционным способом — это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В настоящее время индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично.
Напоминаем основные права потребителя и обязанности продавца:
Во-первых, это предоставление полной и достоверной информации о товаре, о продавце, об изготовителе до заключения договора купли-продажи, которая позволяет определиться с правильным выбором товара. Рекомендуем данную информацию сохранять в виде скриншотов с сайтов в сети Интернет. Для проверки актуальности информации предоставленной Интернет-магазином, можете ознакомиться с отзывами покупателей, а также на наличие данного продавца в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на сайте www. nalog.ru. Если Вас, что-то настораживает или Вы не можете определиться с правильным выбором товара не заключайте с данным продавцом договор.
Во-вторых, это предоставление полной и достоверной информации в письменной форме на русском языке о товаре в момент доставки товара, в т. ч информации о наименовании технического регламента, сведения об основных потребительских свойствах товара, цене в рублях, сведения о гарантийном сроке, если он установлен, правилах и условия эффективного и безопасного использования товаров, сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению, место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара — наименование страны происхождения товара, сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, информация о том, что товар был в употреблении в нем устранялся недостаток (недостатки).
В-третьих, будьте внимательны при передаче товаров и помните, что не допускается передача потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об оплате товаров. Качество товара должно соответствовать договору и информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, путем нанесения маркировки либо иными способами, предусмотренными для отдельных видов товаров).
При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан одновременно с передачей товара передать покупателю соответствующие принадлежности, а также относящиеся к товару документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации
В-четвертых, продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.
Также важным правом потребителя является право на отказ от товара надлежащего качества в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Однако возврат возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования. При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара.
При нарушении условий договора продавцом, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях. Рекомендуем направлять претензии в письменном виде на юридический и фактический адрес продавца заказным письмом с уведомлением, а также по электронной почте.
Если недостатки были обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, то покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.
В случае если возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, осуществляется не одновременно с возвратом товара покупателем, возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя, либо наличными денежными средствами по месту нахождения продавца, либо почтовым переводом, либо путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.
Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец.
Потребитель может обратиться в территориальный отдел Роспотребнадзора (г.Череповец, ул. Ломоносова, д. 42, каб. 315 — 317, т. (8202)57−91−72, телефон бесплатной «горячей» линии Управления 8−800−200−8172) за консультацией и правовой поддержкой по вопросам реализации законодательства о защите прав потребителей.
О функционировании ГИС ЗПП
На сайте (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/) размещен государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей.
На данном портале в наглядной и доступной форме размещена информация о судебной практике, советам по здоровому питанию, нормативно-правовые акты, информационно-аналитические материалы, органы и организации в сфере защиты прав потребителей, результаты проверок, перечень продукции, не соответствующей обязательным требованиям.
В «Справочнике потребителя» размещена информация о памятках, вопросах-ответах, примерные формы документов (претензии, исковые заявления), видеоматериалы, а также актуальная информация о маркировке меховых изделий, об отзыве продукции и др. Данная информация и документы могут помочь в грамотном отстаивания своей позиции в суде.
В разделе «Судебная практика» можно найти решение суда по необходимому виду деятельности и периоду.
Пользователи сайта смогут ознакомиться с результатами плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с итогами работы по обращениям в виртуальную приемную ГИС ЗПП.
Об изменениях в порядке проведения проверок по защите прав потребителей
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 января 2017 года изменились требования к порядку рассмотрения обращений потребителей, которые могут послужить основанием для проведения внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».
Согласно принятым изменениям, не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо. В случаях, когда изложенная в обращении или заявлении информация сама по себе может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. При этом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала её проведения, являются основанием для принятия руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) решения о прекращении такой проверки. При этом в отношении взыскания расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю.
О проведении «горячей линии» по Интернет-торговле
В период с 6 по 20 февраля 2017 года специалисты Управления Роспотребнадзора по Вологодской области проконсультируют граждан по вопросам приобретения товаров и услуг через интернет, возврату товаров ежедневно в рабочие дни с 9−00 до 13−00 часов по телефону «горячей линии» 8−800−200−8172. В ходе работы «горячей линии» специалисты ответят на вопросы, касающиеся приобретения товаров через Интернет, их возврата, нарушения сроков доставки товаров
Звонок на «горячую линию» бесплатный из любого населенного пункта Вологодской области.
Консультацию также можно получить в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» (г. Вологда)
тел. (8172)75−32−98, (8172) 75−82−23
Консультационном пункте филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» (г. Череповец)
тел.(8202) 58−72−94
с 8−30 до 12−30 часов и с 13−00 до 17−00 часов ежедневно в рабочие дни.