Информация о состоянии законности в сфере исполнения природоохранного законодательства
Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры ведется последовательная и целенаправленная работа по соблюдению прав граждан на благоприятную окружающую среду, возмещению причиненного ущерба экологическими преступлениями и правонарушениями.
На системной основе осуществляется надзор за законностью принятых муниципальных правовых актов и их проектов.
За истекший период 2017 года Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой опротестовано 34 нормативных правовых акта органов местного самоуправления противоречащих федеральному законодательству.
Так, в связи с существенными изменениями законодательства об отходах производства и потребления полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов переданы к ведению субъектов Российской Федерации, к компетенции которых отнесено, в том числе утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов.
На территории Вологодской области соответствующие полномочия реализуются Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области.
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ
Вместе с тем органами местного самоуправления Бабаевского, Белозерского, Вологодского, Вытегорского, Грязовецкого, Кадуйского, Шекснинского и Устюженского муниципальных районов меры к отмене нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с федеральным законодательством, не приняты.
По протестам природоохранной прокуратуры 19 незаконных нормативных правовых актов отменено, 14 протестов находятся на рассмотрении.
В ходе проведения плановой проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха выявлены многочисленные факты осуществления хозяйственной деятельности, сопряженной с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие установленных нормативов предельно допустимых выбросов и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В целях устранения нарушений закона внесено 13 представлений, по результатам рассмотрения которых 5 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокурора 10 юридических и должностных лиц привлечены к административной ответственности.
Кроме того, вскрыты факты массового уклонения природопользователей от исполнения обязанности по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Например, при проверке МУП «Белозерское автотранспортное предприятие» установлено, что предприятие осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ 1−4 класса в атмосферный воздух. Валовый выброс от эксплуатируемых источников загрязнения атмосферы составляет 7,440 т/год.
В то же время установленная законом обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, МУП «Белозерское автотранспортное предприятие» проигнорирована.
По результатам рассмотрения представления прокурора выявленные нарушения устранены, предприятием в уполномоченный орган направлена заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Всего в данном направлении природоохранной прокуратурой внесено 49 представлений, 12 из которых рассмотрено и удовлетворено, 12 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
В анализируемом периоде природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о рыболовстве, аквакультуре и сохранении водных биологических ресурсов.
В деятельности Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области выявлены нарушения при заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, установлены факты несвоевременного размещения информации о заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В целях устранения нарушений закона в адрес начальника Департамента внесено представление, которое находится на рассмотрении.
Пользователями водных биологических ресурсов, осуществляющими промышленное рыболовство, не проводилась рыбохозяйственная мелиорация, в связи с чем прокуратурой возбуждено дела об административном правонарушении, в адрес руководителей предприятий внесено 4 представления, по результатам рассмотрения которых 10 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Активный и наступательный надзор осуществляется прокуратурой за исполнением законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления Вологодской области при реализации ими полномочий в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
В деятельности Управления Росприроднадзора по Вологодской области выявлены нарушения при реализации полномочий по установлению нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В частности, приказом Управления Росприроднадзора по Вологодской области
Как следует из указанного приказа нормативы предельно допустимых выбросов установлены ОАО «РЖД» в отношении указанного структурного подразделения на период с 27 марта 2017 года по 31 декабря 2022 года, то есть на срок более 5 лет, что противоречит требованиям действующего законодательства.
В связи с выявленными нарушениями на незаконный приказ принесен протест, в адрес руководителя Управления внесено представление об устранении нарушений. Акты реагирования находятся на рассмотрении.
При проверке Управления ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Вологодской области вскрыт факт проведения плановой выездной проверка без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
В связи с выявленными нарушениями в отношении государственного ветеринарного инспектора Управления вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения представления прокурора 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Вологодским городским судом
В связи с нарушением порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в отношении главы Судского поселения Череповецкого района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения в суд.
В деятельности администраций Чагодощенского и Вытегорского муниципальных районов установлены нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем в отношении ответственных должностных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Прокуратурой выявлялись и общественно опасные деяния в сфере охраны водных объектов и водных биологических ресурсов.
Так, выявлен факт проведения земляных работ в водоохранной зоне, береговой полосе и акватории реки Тошня Вологодского района.
Установлено, что в период с января по февраль 2017 года на правом берегу реки Тошня в районе дер. Новое Лесковского сельского поселения Вологодского района в границе водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Тошня проводились земляные работы, выразившиеся в расчистке территории от растительности; снятии грунта и перемещения его во временные отвалы в береговую полосу и акваторию реки Тошня; а также выемки грунта из старицы реки Тошня и перемещение его во временные отвалы для отсыпки северо-западной части участка.
В результате проведенных земельных работ на земельном участке водоохранная зона реки Тошня повреждена на площади 45 120 кв. м., площадь поврежденной поймы реки Тошня составила 32 620 кв. м. Снятый с земельного участка размываемый грунт, состоящий из глины, песка, гравия общей площадью 10 540 кв. м. перемещен во временные отвалы высотой от 1 до 3 метров в береговой полосе и русле реки Тошня.
Как следует из заключения ФГБНУ «ГосНИОРХ» от 06 марта 2017 года № 70 негативное воздействие на водные биоресурсы р. Тошня в результате проведения вышеуказанных земельных работ связано с безвозвратным изъятием участка поймы, занятого отвалами грунта. Негативное воздействие отвалов размываемого грунта на водные объекты, в том числе, водные биологические ресурсы, связано со снижением или частичной утратой рыбопродуктивности пойменных участков. Кроме того, попадание в водный объект частиц грунта во время весеннего половодья, паводков или сильных дождей вызывает повышение мутности воды. Высокая мутность воды приводит к гибели фитопланктона, зоопланктона, зообентоса, которые составляют кормовую базу рыб.
При этом время восстановления рыбопродуктивности участка в случае прекращения работ составляет в среднем от 10 до 15 лет. Согласно вышеуказанному заключению совокупный объем теряемых биоресурсов р. Тошня составит 668 кг; суммарный ущерб водным биологическим ресурсам от проведенных земельных работ составил 1 094 704 руб.
В этой связи материалы проверки