О правилах землепользования и застройки
Понятие правил землепользования и застройки установлено в Градостроительном кодексе РФ, в котором говорится, что это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Для чего же нужны правила землепользования и застройки?
Правила необходимы для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, создание условий для устойчивого развития и планировки территории.
Утверждение правил происходит только после проведения публичных слушаний по проекту. Правила подлежат опубликованию на официальном сайте поселения в сети «Интернет».
Правила состоят из текстовой и графической части. В текстовую часть входят порядок применения правил землепользования и застройки и градостроительные регламенты.
К графической части правил землепользования и застройки относится карта градостроительного зонирования. На ней отображаются границы территориальных зон, для каждой из которых установлены градостроительные регламенты.
Для каждой зоны устанавливаются предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, а так же вид разрешенного использования земельных участков.
Например существует такая территориальная зона как «Жилая зона». В «Жилой зоне» может быть несколько основных видов разрешенного использования земельного участка: Малоэтажные жилые дома, Индивидуальные жилые дома, Общежития, Объекты культуры и искусства районного и местного значения, а так же несколько вспомогательных видов разрешенного использования: Площадки для отдыха детей и взрослых, Площадки для хозяйственных целей, Зелёные насаждения.
Вспомогательный вид разрешенного использования может существовать только вместе с основным.
Изменение видов разрешенного использования земельных участков на территории населенного пункта может осуществляться правообладателями земельных участков без дополнительных разрешений и согласований, без принятия дополнительных постановлений, если виды использования изменяются в пределах основных видов разрешенного использования или являются вспомогательными.
То есть, правообладатель земельного участка должен самостоятельно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете изменения вида разрешенного использования земельного участка, указав в нем необходимый основной или вспомогательный (в дополнение к основному) вид разрешенного использования в соответствии с утвержденными ПЗЗ, без приложения дополнительных документов.
На сегодняшний день на территории Вологодской области утверждены Правила землепользования и застройки на 142 сельских поселения, 22 городских поселения и 2 городских округа, но при этом в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения только о Правилах землепользования и застройки 2 городских округов (г. Вологда, г. Череповец) и сведения об одной территориальной зоне по г. Соколу.
Такое положение дел осложняет как работу кадастровых инженеров так и деятельность физических лиц, которые хотят изменить разрешенное использование земельных участков, находящихся у них в собственности.
В заключении хотелось бы отметить, что в соответствии с Федеральным законом
Для решения в том числе данной проблемы была разработана целевая модель «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества». Согласно дорожной карте, разработанной в Вологодской области, к началу 2021 года все утвержденные муниципальными образованиями правила землепользования и застройки, должны быть внесены в сведения Единого государственного реестра недвижимости.
Пресс-служба филиала Кадастровой палаты по Вологодской области