УТВЕРЖДАЮ
Председатель общественных слушаний
__________ О. Н. Игнатьева
«____" ____________ 2018 г.

ПРОТОКОЛ
проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний о проведении оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности по строительству полигона промышленных отходов ПАО «Северсталь» и начале общественных слушаний по 2 этапу — проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду

30.07.2018

Председатель общественных слушаний — О. Н. Игнатьева, консультант комитета охраны окружающей среды мэрии города Череповца (далее — комитет).

Секретарь общественных слушаний — Михайлова С. А., главный специалист комитета.

Место проведения общественных слушаний: г. Череповец, ул. Жукова, д. 4., актовый зал.

Время начала проведения общественных слушаний: 14:00.

Планируемое место намечаемой деятельности: земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102003:109/чзу1, расположенный по адресу: г. Череповец, Вологодская обл., тер. Северо-западный промышленный узел.

Инициатор проведения общественных слушаний: Публичное акционерное общество «Северсталь».

Организатор проведения общественных слушаний: комитет охраны окружающей среды мэрии города Череповца.

Предмет общественных слушаний: информирование и участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности по строительству полигона промышленных отходов ПАО «Северсталь» и начале общественных слушаний по 2 этапу — проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Информирование и привлечение общественности: В целях реализации конституционных прав граждан, общественных объединений на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372, Порядком организации общественных обсуждений о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе на территории муниципального образования «Город Череповец», утвержденным решением Череповецкой городской Думы от 06.11.2014 № 206, постановлением мэрии города от 29.05.2018 № 2370 назначено проведение общественных обсуждений в форме общественных слушаний о проведении оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности по строительству полигона промышленных отходов ПАО «Северсталь» и начале общественных слушаний по 2 этапу — проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду (постановление размещено на официальном сайте мэрии 31.05.2018, опубликовано в газете местного уровня «Речь» от 31.05.2018 № 95).

Для информирования и привлечения общественности, информация о месте и времени проведения общественных слушаний опубликована не позднее, чем за 30 дней до даты проведения общественных слушаний в следующих официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти, в официальных изданиях органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления:
в газете федерального уровня «Российская газета» от 26.06.2018 № 136 (7599);
в газете регионального уровня «Красный Север» от 27.06.2018 № 68 (27924);
в газете местного уровня «Речь» от 27.06.2018 № 113 (24739).

Дополнительно информация о проведении общественных слушаний размещена 28.06.2018 на официальном сайте мэрии города в разделе «Уведомления и объявления» (электронная ссылка на информацию: https://cherinfo.ru/notification/95317-komitet-ohrany-okruzausej-sredy-merii-uvedomlaet-ob-obsestvennyh-obsuzdeniah-v-forme-obsestvennyh-slusanij).

С техническим заданием по оценке воздействия на окружающую среду, проведенными исследованиями по оценке воздействия на окружающую среду и предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду для рассмотрения и подготовки замечаний и предложений можно было ознакомиться в течение 30 дней со дня опубликования объявления и в течение 30 дней после окончания общественных слушаний по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Жукова, д. 4 кабинет № 3.06 по рабочим дням с понедельника по пятницу с 9:00 до 16:00 или по ссылке http://chermk.severstal.com/rus/csr/1207/ document43053. phtml.

Телефон для справок (8202) 56 08 85.

Форма представления замечаний и предложений: письменные и электронные сообщения в адрес ПАО «Северсталь» (162608, Вологодская область, г. Череповец, ул. Мира, д. 30; е-mail: severstal@severstal.com) и ООО «Северсталь-Проект» (162606, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Маяковского, д. 11; е-mail: engineering@severstal-proekt.com).
Журнал учета замечаний и предложений граждан и юридических лиц по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности по строительству полигона промышленных отходов ПАО «Северсталь» (далее — журнал), находился по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Жукова, д. 4, каб. № 3.06 в течение 30 дней до даты проведения общественных слушаний.

На дату проведения общественных слушаний 30.07.2018 замечаний и предложений граждан и юридических лиц в форме письменных и электронных сообщений по теме общественных слушаний не поступило (копия журнала на 3 л. в 1 экз. прилагается).

Согласно спискам зарегистрированных участников общественных обсуждений в форме общественных слушаний о проведении оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности по строительству полигона промышленных отходов ПАО «Северсталь» и начале общественных слушаний по 2 этапу — проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду на общественных слушаниях присутствовало 25 человек.

Слушали:

Игнатьеву О. Н.

1. О необходимости избрания президиума в количестве двух человек (Игнатьеву О. Н. — консультанта комитета и Белова М. Н. — главного эколога управления охраны труда, промышленной безопасности и экологии дивизиона) и о голосовании за состав президиума списком.

Возражений присутствующих на данное предложение не поступило. Решение об избрании президиума в названном составе принято единогласно.

2. О необходимости избрать секретаря общественных слушаний (Михайлову С. А. — главного специалиста комитета) и о голосовании за кандидатуру секретаря.

Возражений присутствующих на данное предложение не поступило. Решение об избрании Михайловой С. А. секретарем принято единогласно.

3. Об утверждении повестки проведения общественных слушаний:

3.1. Выступление Белова М. Н. с докладом на тему «О целесообразности строительства полигона промышленных отходов ПАО «Северсталь».

3.2. Выступление Ивановой Е. А. с докладом на тему «2 этап: Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности по строительству полигона промышленных отходов ПАО «Северсталь».

3.3. Обсуждение поступивших вопросов по заданной тематике, обмен мнениями.

3.4. Подведение итоговобщественных слушаний.

Председателем общественных слушаний предложено голосовать за вопросы повестки дня списком, возражений присутствующих на данное предложение не поступило.

Решение об утверждении повестки проведения общественных слушанийпринято единогласно.

4. О необходимости утверждения регламента проведения общественных обсуждений (продолжительность выступления — не более 10 минут, обсуждения поступивших вопросов и обмен мнениями — до 5 минут) и о голосовании за предложенный регламент списком.

Возражений присутствующих на данное предложение не поступило. Регламент общественных слушаний принят единогласно.

Белова М. Н.

23.04.2018 состоялись общественные обсуждения по 1 этапу оценки воздействия на окружающую среду ПАО «Северсталь». Результатом слушаний явилось сформированное техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду, разработанное согласно требованиями действующего законодательства.

Сегодня у нас с Вами запланировано обсуждение представленной документации по 2 этапу оценки воздействия на окружающую среду: проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

В настоящее время ПАО «Северсталь» размещает отходы производства и потребления на собственном полигоне промышленных отходов. При существующем объёме вывоза отходов с учётом максимального производства вместимости полигона хватит до 2021 года.

Сравнительная оценка альтернативных вариантов показала, что наиболее предпочтительным является вариант размещения полигона промышленных отходов на участке, расположенном к западу от р. Кошта, южнее действующего полигона промышленных отходов ПАО «Северсталь». Другие варианты размещения полигона характеризуются значительными ограничениями и негативными последствиями для окружающей среды.

Одной из основных задач работы предприятия является минимизация объема размещаемых отходов. ПАО «Северсталь» приступило к реализации мероприятий, направленных на снижение объема размещаемых отходов. При этом обойтись без нового современного полигона, отвечающего всем требованиям действующего законодательства, предприятие не сможет.

Игнатьеву О. Н.

У присутствующих есть вопросы, предложения, замечания по этому выступлению? (Вопросов и замечаний нет).

Слово для выступления предоставляется Ивановой Е. А., начальнику бюро экологии ООО «Северсталь-Проект».

Иванову Е. А.

Задачей 2 этапа проведения оценки воздействия на окружающую среду являлось проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

На втором этапе приняты основные технические решения, разработанные Институтом прикладной экологии и гигиены г. Санкт-Петербург.

Полигон промышленных отходов является специализированным инженерным и природоохранным сооружением, предназначенным для централизованного захоронения промышленных отходов 3, 4, 5 класса опасности.

В целях соблюдения требований санитарного и природоохранного законодательства выбор участка для размещения объекта осуществлялся на альтернативной основе.

Выбранный земельный участок расположен восточнее ЗШН № 2. Свободная площадь участка в границах проектирования составляет 15,64 га.

К основным преимуществам данного участка относятся:

— площадка представляет собой незастроенную территорию;

— рельеф — равнинный, существует подъездная шлаковая дорога, подземные и наземные коммуникации не обнаружены.;

— участок расположен вне водоохранной зоны р. Кошта

— на достаточном удалении от населенных пунктов (1,6 км до д. Веретье и 1,7 км до п. Новые углы) с подветренной стороны к населенным пунктам.

Объем отходов, планируемый к поступлению на полигон, составляет порядка 170,0 тыс тонн отходов. Расчетный срок эксплуатации полигона — 13 лет.

Основными элементами проектируемого полигона являются:

1. Непосредственно само тело полигона, где будут захороняться отходы — отводимая площадь под захоронение составляет 66,5% от общей площади.

2. Производственно-хозяйственная зона.

В состав производственной зоны входят:

— цех переработки древесных отходов;

— склад сырья (опилок);

— склад готовой продукции (пеллет);

— участок накопления отсортированной продукции

Для обеспечения работы полигона в состав хозяйственной зоны входят:

— КПП с автомобильными весами и эстакадой для осмотра техники

— административно-бытовые помещения

— открытая стоянка автотранспорта

— площадка для мойки колес

— площадка для заправки автозаправщиком

— очистные сооружения поверхностного стока

— пожарные резервуары

— насосная станция пожаротушения

— трансформаторная подстанция

— накопительные резервуары для поверхностного стока (очищенного и неочищенного)

— канализационные насосные станции

— двухсекционный регулирующий пруд (для сбора фильтрата)

Для предохранения грунтов и грунтовых вод от вредного воздействия складируемых отходов предусмотрена гидроизоляция основания карты полигона, выполняемая в виде противофильтрационного экрана.

Захоронение отходов всех классов происходит в одну карту, так как при совместном захоронении они не образуют более токсичных, взрывопожарных веществ.

Заполнение рабочей карты ведут по методу «надвига», то есть отходы перемещают с площадок разгрузки бульдозерами в пределы рабочей карты, расположенной в основании формируемого яруса.

При достижении необходимой плотности производится замена площади захоронения на площадь разгрузки. Уплотнение отходов происходит за счет многократного проезда техники (бульдозера).

Операция повторяется с наращиванием суммарной мощности слоя уплотненных отходов (яруса), в среднем высота ярусов составляет 5,0 м.

После уплотнения (многократного проезда бульдозера) производится пересыпка отходов слоем грунта или инертного материала толщиной 0,50 м

Во избежание оголения складируемых отходов и разноса их ветром предусмотрено обустройство ограждающей дамбы из грунта высотой 5,5 м.

Таким образом, технология захоронения обеспечивает полную изоляцию отходов.

На 2-м этапе процедуры ОВОС выявлены основные негативные факторы воздействия и разработаны мероприятия по уменьшению и смягчению этого воздействия. Оценка проведена покомпонентно.

Для размещения полигона потребуется изъятие земельного участка. Альтернативные варианты использования выбранного участка для непромышленных целей отсутствуют, дополнительного изъятия земель из состава ненарушенных не требуется, таким образом, при выборе соблюден принцип рационального использования земель.

Прямое допустимое механическое воздействие ограничится рамками используемых земель. При условии соблюдения комплекса мер активизация деструктивных процессов не выйдет за пределы допустимого и ограничится участком землеотвода.

Отсыпка непучинистым грунтом дна основания полигона обеспечит надежную конструкцию, исключая возможность значительной просадки и деформации.

Выполнение надежного противофильтрационного экрана из геосентитических материалов и организация сбора поверхностного стока и фильтрата обеспечит защиту почвогрунтов. Загрязнение будет исключено.

Основным видом воздействия намечаемой деятельности на состояние воздушного бассейна является загрязнение атмосферного воздуха выбросами от работы автотранспорта, заправка техники и работа участка по переработке древесных отходов.

Для предотвращения разноса ветром частичек отходов предусматривается система пылеподавления, которая представляет собой равномерное увлажнения и покрытие отходов изоляционным слоем, толщиной 0,5 м, с последующим уплотнением бульдозером и устройство дамб.

На участке деревопереработки устанавливается оборудование закрытого типа, очистка выбросов после сушильного барабана осуществляется в циклоне.

Таким образом, работа полигона в штатном режиме не приведет к существенному ухудшению экологической ситуации в районе.

Нахождение полигона вне водоохранной зоны р. Кошта, отсутствие забора воды и сброса сточных вод в водоток резко снижают фактор негативного воздействия на поверхностные водные объекты.

Для водоснабжения объекта используется привозная вода.

Фильтрат и поверхностные сточные воды собираются и отводятся на очистку в комплексные очистные сооружения до ПДК р/х. в дальнейшем они используются для технологических нужд: на полив тела полигона, для мойки автотранспорта, дорог. Избыток вывозится в ЗШН № 2.

Хозяйственно-бытовые воды вывозятся на городские очистные сооружения.

Таким образом, предусмотренная система водоснабжения и водоотведения позволит максимально сократить объем потребляемой воды.

Ввиду высокого залегания грунтовых вод в центральной части площадки предусмотрена подсыпка основания карты полигона местным грунтом

Устройство современного противофильтрационного материала из геосентетических материалов обеспечит надежную защиту грунтовых вод от загрязнения.

Высокая долговечность гидроизоляции также достигается за счет способности натриевого бентонита выдерживать неограниченное количество циклов гидратации-дегидратации. Благодаря этому свойства гидроизоляционного материала сохраняются в течение многих лет эксплуатации.

Таким образом, для обеспечения благоприятной экологической обстановки при размещении полигона промышленных отходов на выбранном участке проектными решениями предусмотрена реализация ряда природоохранных мероприятий:

— оборудование противофильтрационного экрана со сбором и отводом дренажа

— применение технологии складирования, обеспечивающей санитарно-эпидемиологическую безопасность

— очистка поверхностного стока и фильтрата в комплексной системе очистки

— оборотный цикл производственного водоснабжения и водоотведения

— организация покомпонентного мониторинга за состоянием окружающей среды.

По завершению эксплуатации полигона предусмотрена рекультивация. Выбрано лесохозяйственное направление: создание и выращивание на территории лесных культур и озеленительное направление.

Таким образом, выполненная предварительная оценка воздействия, позволила установить, что воздействие проектируемого полигона на компоненты ОПС предполагается как незначительная в рамках допустимого.

Предусмотренные в проекте технологические и технические решения, организационные мероприятия достаточны и обеспечивают экологическую и промышленную безопасность намечаемой деятельности.

Игнатьеву О. Н.

Спасибо. У присутствующих есть вопросы по выступлению?

Архипова Н. А., заслужен-ного эколога РФ, помощника председателя постоянного комитета по экологии и природополь-зованию Законодательного собрания Вологодской об-ласти (вопрос к докладчику)

Какие отходы 3 класса опасности будут размещаться на полигоне?

Иванову Е. А. (ответ на вопрос)

Отходы, содержащие черные металлы (тара, окалина и т. д.), шпалы отработанные, древесные отходы, загрязненные нефтепродуктами, промышленные отходы загрязненные нефтепродуктами (ветошь и т. д.).

Архипова Н. А. (вопрос к докладчику)

Рассматривался ли при подготовке данного проекта вопрос об использовании древесных опилок внутри комбината без размещения их на полигоне?

Иванову Е. А., Белова М. Н. (ответ на вопрос)

Да, но в данный момент опилки не сортируются, в них присутствуют более крупные древесные щепки, поэтому использование предприятием опилок в виде топлива затруднено. Для переработки чистой древесины (древесные отходы 5 класса) проектом предусмотрен участок переработки древесных отходов.

Архипова Н. А. (вопрос к докладчику)

Металлические отходы, например цинкосодержащие, будут размещаться на этом полигоне?

Белова М. Н. (ответ на вопрос)

Нет, эти отходы не будут размещаться на новом полигоне ПАО «Северсталь».

Игнатьеву О. Н.

Спасибо. Вы удовлетворены ответами (обращаясь к Архипову Н. А.)?

Архипова Н. А.

Да.

Игнатьеву О. Н.

Есть ещё вопросы, замечания, желающие выступить по теме текущих общественных слушаний? (Вопросов, замечаний, желающих выступить нет).

Предлагаю перейти к голосованию по теме слушаний.

решили:

1. Заслушав выступления по теме общественных слушаний присутствующие проголосовали следующим образом:

«За» принятие полученных результатов по проведенным исследованиям по оценке воздействия на окружающую среду и подготовке предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности по строительству полигона промышленных отходов ПАО «Северсталь» — 25 человек.

«Против» и «Воздержавшиеся» — 0 человек.

Решение о принятии проведенных исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовке предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности по строительству полигона промышленных отходов ПАО «Северсталь» принято единогласно.

2. По результатам проведенных общественных слушаний комитету направить утвержденный протокол общественных слушаний ПАО «Северсталь» в течение 3-х рабочих дней с даты проведения указанных общественных слушаний.

Консультант комитета охраны окружающей среды мэрии города Череповца (председатель общественных слушаний) О. Н. Игнатьева

Главный специалист комитета охраны окружающей среды мэрии города Череповца (секретарь общественных слушаний) С. А. Михайлова