В 2018 году прокуратурой города в рамках проведения антикоррупционной экспертизы изучено 267 нормативных правовых актов органов местного самоуправления города (АППГ — 211) и 250 проектов нормативных правовых актов (АППГ — 204). Выявлено 11 актов и 5 проектов, содержащих 20 и 8 коррупциогенных факторов соответственно.

Нормативные правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы, выявлялись в сферах регулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина — 4, государственной и муниципальной собственности — 1, о государственной и муниципальной службе — 1, бюджетного законодательства — 5.

В 2018 году прокурором города внесено 4 требования об изменении нормативного правового акта с целью устранения выявленных коррупциогенных факторов, принесено 7 протестов.

Наиболее распространенными коррупциогенными факторами в отчетном периоде явились: отсутствие или неполнота административных процедур (8), широта дискреционных полномочий (3), злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (3).

Например, Порядок предоставления субсидий из городского бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда (включая установку элементов благоустройства), утвержденный постановлением мэрии города от 19.04.2018 № 1677, имел внутренние противоречия в части сроков направления уведомлений заявителям о результатах рассмотрении заявок; не содержал порядка направления получателям субсидий уведомления об исключении получателя субсидии из плана предоставления субсидии и (или) о возврате субсидии в городской бюджет с указанием срока возврата субсидии, что свидетельствовало о неполноте административных процедур.

Всего прокурором города внесено 4 требования в отношении постановлений мэрии города, утверждающих порядки предоставления субсидий, которые рассмотрены, удовлетворены.

Также, и. о. прокурора города 19.02.2018 принесен протест на Положение о приватизации муниципального имущества города, утвержденное постановлением Череповецкой городской Думы от 24.12.2002 № 167, поскольку в нарушение требований федерального законодательства нормативный правовой акт содержал неполный перечень категорий юридических лиц, которые не могут являться покупателями муниципального имущества. Указанное также свидетельствовало о наличии в Положении коррупциогенного фактора (выборочное изменение объема прав). Протест рассмотрен, удовлетворен, коррупциогенный фактор исключен.

Все акты прокурорского реагирования рассмотрены органами местного самоуправления в установленные законом сроки, удовлетворены, приняты меры по приведению нормативных правовых актов в соответствие с требованиями законодательства, исключению коррупциогенных факторов.

За 12 месяцев 2018 года прокуратурой города в органы местного самоуправления города направлено 5 информаций о недостатках проектов нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.

Так, 3 коррупциогенных фактора, а также замечания к юридико-техническому оформлению выявлены прокуратурой города в проекте решения Череповецкой городской Думы «О наградах и поощрениях Череповецкой городской Думы», которым предлагалось утвердить соответствующее Положение о наградах и поощрениях.

В частности, проект Положения не содержал нормы о периодичности заседаний комиссии, рассматривающей вопросы о награждении и поощрении; не устанавливал случаи, в которых возможно вынесение вопроса о награждении Почетной грамотой на заседание городской Думы без предварительного рассмотрения документов; не содержал нормы о том, что поощрение Благодарностью и Благодарственным письмом осуществляется на основании только решения комиссии, оформленного в виде протокола, что свидетельствовало об отсутствии или неполноте административных процедур, нормативных коллизиях.

Информация прокуратуры города рассмотрена, удовлетворена, решение Череповецкой городской Думы от 13.07.2018 № 142 «О наградах и поощрениях Череповецкой городской Думы» принято с учетом замечаний прокуратуры города.

В декабре 2018 года прокуратурой города в мэрию города направлены 2 информации о недостатках проектов постановлений мэрии «Об утверждении порядка предоставления в 2019 году субсидии из городского бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий муниципальной программы «Повышение инвестиционной привлекательности города Череповца» на 2015−2022 годы» и «Об утверждении Порядка конкурсного отбора, определения объема и предоставления субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями», в которых содержались коррупциогенные факторы, свидетельствовавшие о неполноте административных процедур. Информации рассмотрены, учтены.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов будет продолжено на системной основе.

Информацию подготовила старший помощник прокурора города Камашина И. Н.