Защита прав предпринимателей при получении государственных и муниципальных услуг
Вопросы предоставления услуг регулируются Федеральным законом
Государственная и муниципальная услуга — деятельность по реализации функций органа власти, государственного внебюджетного фонда, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами полномочий соответствующих органов.
Основными принципами предоставления услуг являются: правомерность взимания платы за предоставление услуг (в том числе государственной пошлины); открытость деятельности органов, предоставляющих публичные услуги, а также организаций, участвующих в их предоставлении; доступность обращения за предоставлением услуг; возможность получения услуг в электронной форме, если это не запрещено законом.
Информация о порядке обращения за услугой, перечне документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к заявлению, а также о сроках предоставления услуги содержится в административном регламенте, содержание которого должно доводиться до сведения заинтересованных лиц посредством опубликования на официальном сайте соответствующего органа, на порталах государственных и муниципальных услуг, на информационных стендах в помещениях органов и организаций, их предоставляющих.
При получении услуг заявители имеют право на:
1) получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом её предоставления;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение услуг в электронной форме, а также в иных формах, предусмотренных законодательством, по выбору заявителя;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения услуг;
5) получение услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими услуги.
Органы, предоставляющие услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления дополнительных документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами;
2) представления документов и информации, которые могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия, в том числе касающиеся внесения платы за предоставление услуги;
3) осуществления действий, в том числе согласований, за исключением получения услуг, документов и информации, включенных в перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг. Получение услуг в электронной форме.
Возможность получения услуг в электронной форме реализуется через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), а также региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций).
На региональных порталах должна предоставляться возможность получения сведений об услугах и обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг всех органов соответствующего субъекта РФ (за исключением федеральных органов), если получение услуги в электронной форме не запрещено законом.
Основания для отказа в предоставлении услуг можно объединить в следующие группы:
— предоставление неполного пакета документов заявителем (за исключением документов, которые могут быть предоставлены в порядке межведомственного взаимодействия);
— несоответствие заявителя установленным требованиям;
— отсутствие оплаты за предоставление государственной или муниципальной услуги (если услуга предоставляется на платной основе).
Административная ответственность за нарушения со стороны должностных лиц, участвующих в предоставлении услуг, установлена статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иными специальными нормами Кодекса, а также статьей 5.1 Кодекс Омской области об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца с даты совершения административного правонарушения. Возбуждение дел об административных правонарушениях по указанным статьям относится к компетенции органов прокуратуры.
В случае нарушения прав предприниматель вправе подать жалобу вышестоящему должностному лицу либо прокурору.
Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа, предоставляющего услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме.
Такие обращения подлежат рассмотрению органами, предоставляющими услугу, в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации, а в случае обжалования отказа в приеме документов либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней.
Статью подготовил:
Помощник прокурора города
юрист 2 класса О.П. Волкова