Согласно действующего законодательства — в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В таком случае необходимо знать, что ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к мерам по предупреждению коррупции, принимаемым в организации, отнесено:

  1. определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  2. сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  3. разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  4. принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  5. предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  1. недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Указанные требования распространяются на все организации, независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Перечисленные меры в коммерческих организациях могут реализоваться путем издания (принятия) локальных актов о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов работниками, подачи уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений, о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками.

Кроме того, также необходимо обращать внимание на ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность юридических лиц, от имени и в интересах которых совершено незаконное вознаграждение (передача, предложение или обещание должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав).

Санкцией данной статьи предусмотрен штраф в размере от 1 000 000 до 100 000 000 рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Также стоит иметь ввиду, что факт привлечения коммерческой организации по ст. 19.28 КоАП РФ в течение последующих двух лет является препятствием к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд.

Одновременно руководители организаций должны учитывать положения ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Работодатель при заключении таких договоров с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Порядок представления работодателями указанной информации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.