Ответственность за хищение бюджетных средств
Обеспечение законности действий участников бюджетных правоотношений является одним из приоритетных направлений при осуществлении прокурорского надзора.
Бюджетные средства представляют собой денежное обеспечение, адресуемое государством соответствующим федеральным, государственным и муниципальным учреждениям и организациям в рамках исполнения целевых программ их расходования, например, в рамках государственного заказа в соответствии с Федеральным законом
Эти средства имеют строго ограниченные статьи расходования, поступают на счет организации и находятся в ведении соответствующего должностного лица. Любое отклонение от направления бюджетных средств на реализацию утвержденных государством планов является нарушением бюджетного законодательства, которое в зависимости от характера и степени общественной опасности может повлечь применение мер уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено более 15 составов административных правонарушений в бюджетной сфере, в том числе нецелевое использование бюджетных средств, нарушение условий предоставлений субсидий и порядка принятия бюджетных обязательств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита.
В рамках исполнения государственных и муниципальных контрактов уголовная ответственность наступает за хищение бюджетных средств с использованием фиктивных документов — актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ. Указанные действия характеризуются прямым умыслом и совершаются с целью присвоения бюджетных средств без выполнения обязательств по контрактам.
В результате незаконных действий бюджетам всех уровней бюджетной системы Российской Федерации причиняется реальный ущерб, который подлежит взысканию в добровольном или в судебном порядке.
Вместе с тем похищаться бюджетные средства могут и гражданами путем введения в заблуждение или обмана чиновников при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат. Виновное лицо, хотя и не имеет права по распоряжению бюджетными денежными средствами, тем не менее входит в доверие или путем обмана соответствующего должностного лица обеспечивает себе благоприятные условия для похищения денег.
Для хищения бюджетных денежных средств из всей группы составов мошенничества помимо общего состава, предусмотренного ст. 159 УК РФ, характерны положения также ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат, пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат).
За совершение мошенничества (ст. 159, 159.2 УК РФ) виновному лицу в зависимости от обстоятельств, тяжести и степени общественной опасности, а также размера ущерба может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей (минимальная санкция), а также лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей (максимальная санкция).
Присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ) состоят в хищении чужого имущества, вверенного виновному.
Присвоение состоит в безвозмездном, совершенном с корыстной целью, противоправном обращении лицом вверенного ему имущества в свою пользу против воли собственника; растрата — в противоправных действиях лица, которое в корыстных целях истратило вверенное ему имущество против воли собственника путем потребления этого имущества, его расходования или передачи другим лицам (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ
За совершение присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ) виновному лицу в зависимости от обстоятельств, тяжести и степени общественной опасности, а также размера ущерба может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей (минимальная санкция), а также лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей (максимальная санкция).
Помощник прокурора г. Череповца И.Н. Маслов