В статье 572 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что подарок
вручается безвозмездно, без встречных обязательств и передачи чего-либо со стороны
одаряемого в ответ. В качестве подарка может выступать как материальная ценность, так и
имущественное право (требование) либо освобождение от имущественной обязанности.
Если принцип безвозмездности замещается обязанностью одариваемого выполнить
определенные действия, используя служебное положение в интересах дарителя, то такое
действие квалифицируется как взятка.
Различие между подарком и взяткой состоит не в денежном выражении, а в мотивах
совершения указанных действий. Главный принцип дарения — безвозмездность. Взятка же
передается в обмен на какое-то незаконное обязательство. Если даритель зависим от
одариваемого, то принцип безвозмездности доказать трудно, а дарение может быть расценено
как взятка.
Таким образом, взятка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя
ожидается соответствующее поведение: входящие в служебные полномочия действия либо
бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, вне зависимости от намерения
лица выполнить обещанное; способствование в силу должностного положения совершению
указанных действий (бездействию); общее покровительство или попустительство по службе;
совершение незаконных действий (бездействие).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008
No 273-ФЗ «О противодействии коррупции» запрещено получать в связи с выполнением
служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской
Федерации вознаграждения и подарки от физических и юридических лиц.
Запрет на получение несанкционированных подарков государственными служащими
установлен в подпункте 6 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 No 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской Федерации».
В период прохождения гражданской службы гражданскому служащему запрещается
получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и
юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений,
отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Аналогичный запрет для муниципальных служащих содержится в подпункте 5 пункта 1
статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 No 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской
Федерации».
Государственные служащие обязаны уведомлять обо всех случаях получения подарка в
связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими
официальными мероприятиями государственный орган, фонд или иную организацию, в
которых они проходят государственную службу или осуществляют трудовую деятельность.
За нарушение установленных ограничений, в том числе в получении
несанкционированных подарков, государственный служащий может быть привлечен к
дисциплинарной ответственности, включая увольнение в связи с утратой доверия.
Государственный служащий также может быть привлечен к уголовной ответственности
за получение взятки (любого размера), которая установлена статьями 290, 291.1, 291
Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом неважно, передается ли взятка до или
после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее
обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении.
Помощник прокурора г. Череповца И.Н.
Маслов