Общественный контроль в сфере закупок
Осуществление государственных и муниципальных закупок строится прежде всего на принципах открытости и прозрачности, что прямо закреплено в ст. ст 6, 7 Федерального закона
Гражданам, общественным объединениям и объединениям юридических лиц законом предоставлено право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. В то же время органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
Основной формой общественного контроля является общественное обсуждение закупок, которое проводится в случае проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей 2 млрд руб. и более, за исключением случаев осуществления закрытых закупок, и закупок для обеспечения федеральных нужд в рамках государственного оборонного заказа. При этом размер начальной (максимальной) цены контракта может быть снижен Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местной администрацией в зависимости от того, для каких нужд проводится закупка.
Участниками обсуждения могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, любые юридические и физические лица, которые зарегистрировались в Единой информационной системы в сфере закупок. Общественное обсуждение закупок проводится в специальном разделе данной системы — «Обязательное общественное обсуждение закупок». В нем участники обсуждения размещают замечания (предложения) по закупке. Мотивированные ответы по существу замечаний (предложений) размещаются заказчиками на официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем их размещения.
По результатам рассмотрения замечаний (предложений) участников общественного обсуждения заказчик вправе внести изменения в план-график, извещение об осуществлении закупки, проект контракта или отменить закупку.