Павел Кулёв — редкий представитель сильного пола, выбравший профессию школьного учителя. Но о своем выборе ни капли не жалеет. В 2014 году Павел Кулёв по единогласному решению жюри стал победителем городского конкурса «Учитель года». Теперь ему предстоит защищать честь Череповца на региональном уровне. О себе, учениках и перспективах читателям cherinfo.ru рассказал преподаватель географии и биологии лицея «АМТЭК» Павел Кулёв.

Новости Черинфо

— Павел Алексеевич, расскажите, как вы пришли в профессию?

— После 11 класса у меня, конечно, был выбор. Друзья поступали в основном на IT-специальности. Это дань моде, современности. А я же поступал на географа. Не учителя, а именно географа. Мне всегда было это интересно, еще со школы, с ранних классов. Я поступил в Вологодский университет. Постепенно, в процессе обучения, это все-таки педагогический университет, пришел к тому, что хочу стать учителем. Моя тренерская и педагогическая карьера началась в клубе интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», а не в школе, в классе. Постепенно все сложилось в единую картину.

— Вы увидели себя педагогом?

— Да, пожалуй, курсе на четвертом, когда началась педпрактика в школе. Тогда понял, что у меня это получается и весьма неплохо. Но раз получается и может приносить удовольствие, то почему бы этим и не заниматься?

— Получается, что от мечты стать географом вы ушли?

— Нет, я своей мечты не оставил. Это настолько широкая, комплексная дисциплина, что нельзя сказать, что ты ей не занимаешься. Просто приложение этих знаний и умений может быть различным. Моя жизнь связана с этой наукой каждый день.

— Как биология появилась в вашей жизни?

— Биология — дополнительная специальность. Учителей в университете обучают не по одной специальности, а по нескольким. И в лицей пять лет назад после вуза я пришел в качестве учителя биологии. Потом постепенно «оброс» другими предметами. Сейчас преподаю географию, а также раннее обучение физике и химии. Это начальный курс или подготовка для пятых и шестых классов.

— Мужчин-педагогов в школах сейчас мало. Профессия уже многие годы считается чисто женской…

— Статистически в городе так, наверное, и есть, но не в лицее. Учителей мужчин у нас много. Я не считаю эту профессию гендерной. Если ты хорошо делаешь свою работу, ты на своем месте, не важно, какие у тебя половые признаки.

— С детьми какого возраста проще работать?

— С маленькими проще, потому что нет углубленного материала. Но порой они могут задать очень сложный вопрос сами. Со старшими изучаем уже взрослый материал, но они уже иногда, к сожалению, не задают вопросов. Они четко уверены в своих знаниях или неведении, поэтому нет вопросов. Старшеклассники строго нацелены на конкретный ЕГЭ и конкретный результат. Поэтому, к сожалению, не делают шагов вправо или влево в программе обучения. Но спасают олимпиады. Буквально сегодня мои ученики писали олимпиаду по экологии. Я эти задания видел впервые и просмотрел мельком. Я всегда детям перед контрольными и олимпиадами говорю, что у меня временная амнезия. Завтра проснусь — и все вспомню. Это для того, чтобы у меня не было личных ассоциаций. Так вот ребята, участники олимпиад, хотят и будут задавать вопросы и, надеюсь, до 11 класса.

Новости Черинфо

— Как находите общий язык с учениками?

— Знаете, здесь можно говорить о банальностях — уважение, сотрудничество, взаимовыручка, они меня тоже учат чему-то. Надо просто относиться к ним с самого начала как к взрослым. Маленький — не маленький, болел — не болел, но это твоя основная обязанность сейчас, основная работа — учиться и познавать. Ты ее должен выполнять. Да, я требовательный, но не жесткий. Все мы люди, универсальных подходов нет. Все мы разные, у каждого свои особенности характера. С кем-то легко находить контакт, а с некоторыми он так и не выстраивается до 11 класса. До конца так и не понимаешь человека, а через несколько лет после выпуска узнаешь, что этот человек достиг высот. И тут думаешь: «Ух ты! А ты его так до конца и не понял!»

— Испытываете гордость за своих учеников?

— Могу сказать, что горжусь их результатами. Не могу сказать много о выпускниках и их достижениях, так как я выпустил всего четыре класса. В этом году будет пятый выпуск, поэтому еще рано говорить о карьерных успехах. Увидим и будем гордиться! Но я уверен в наших выпускниках. Отмечу, что все мои ученики, которым я преподавал биологию, кто хотел в медицинские вузы — поступили. Сейчас многие пишут, как они там живут-учатся. В этом году у меня ребята поступили на бюджетные места в медвузы Ярославля и Санкт-Петербурга. Один мальчик уехал в Финляндию, в Хельсинки на отделение «Скорая помощь».

— На конкурсе «Учитель года» вы выступили с программой, которая всех покорила.

— Урок я давал в восьмом классе по теме «Строение клетки». Он был построен на основе клуба «Что? Где? Когда?». Причем на взрослых вопросах, которые отыгрывались ранее на чемпионате в Германии, в Новосибирске. И ребята, раскручивая взрослые вопросы, которые до этого раскручивали взрослые тети и дяди, получали удовольствие от игровых моментов, напитывались знаниями, основами работы с хитрыми текстами. Это был анализ и синтез научных компетенций. А вот мастер-класс я сначала хотел посвятить интеллектуальным играм, но в последний момент передумал. Не так давно я начал готовить тему использования антикварных учебников на уроках. Подготовил материал, как можно использовать учебник «Краткий курс естественной истории 1902 года». Купил его в букинистическом магазине в Вологде лет семь назад. На основе этого учебника и других старых книг, которые у меня остались от дедушки с бабушкой, и тех, что сам собираю по букинистическим магазинам, чаще в Санкт-Петербурге, и подготовил материал. А иногда у знакомых на старых чердаках реликвии находятся.

— В чем основная идея?

— Я пытаюсь показать, что детей можно удивлять старой книгой. Я же работаю в первой цифровой школе области. Все эти технологии у нас — основа. Детей уже сложно удивить — на каждом уроке IT-технологии, презентации, ролики и так далее. Это готовый информационный «фарш» для ребенка. Он получает информацию, не пытаясь ее самостоятельно синтезировать, анализировать, а самое главное — это не дает ему фантазировать. А это важно, так как в дальнейшем хорошая фантазия дает возможность выходить на замечательные гипотезы. А если дать ему учебник, написанный через «ять», по которому учились прабабушки и прадедушки, то он попадет в ситуацию эустресса — чтение незнакомого материала, незнакомых букв. Ему придется самостоятельно анализировать. Но он сможет это сделать, так как ребенок способен читать старорусские тексты и воспринимать их смысл. Но при этом ему будет интересно. А я вижу отдачу — ребятишки сами несут мне старинные книги из запасников родителей и предлагают их рассмотреть, почитать и понять. У детей пропал интерес к чтению книг, а мы таким образом его прививаем. Если ребенок будет ходить с книгой, или она будет стоять на полке дома, то рано или поздно он сможет подойти и взять ее. А если книги не будет, то он никогда ее не прочитает. Это к вопросу о составлении домашних библиотек — надо или не надо.

Новости Черинфо

— Если сравнить учебники давних лет и сегодняшние, чем они отличаются?

— Они очень разные, так как жизнь постоянно меняется. Школа сейчас становится социальным институтом, который выполняет общественный заказ. Что бы мы ни говорили, но мы относимся к сфере услуг, которые предоставляем обществу. И общество делает нам заказ, кого мы должны подготовить. Меняется окружающая жизнь — меняется образ гармонично развитого человека. Поэтому меняются программы и методы обучения. Но если говорить о научной базе предметов, то и в 1902 году, и сейчас при изучении, например, внутреннего строения животного ничего не изменилось.

— Бывает, что ученики ставят вопросами в тупик? Как выходите из ситуации?

— Бывает! Иногда даже признаюсь, что не знаю ответа. В этом ничего страшного нет, наоборот, признаться, что ты чего-то не знаешь, не стыдно. Стыдно признаться в том, что ты не будешь искать ответа. Объем материала настолько велик, что человек просто не может знать все. Но важно, каковы будут его дальнейшие действия. Я не знаю, да и ладно. Или вместе будем искать истину. Если учитель не знает какого-то материала, то он должен знать, как его найти и научить способам поиска ребенка.

— Вернемся к конкурсу «Учитель года». Впереди региональный этап. Чем будете покорять областное жюри?

— Идеи есть. Буду продолжать ту же тему, но с новыми штрихами. Как сказал один коллега, самое главное — предложить хорошую идею, а дальше — как пойдет.

— Чего хотите достичь в будущем?

— Сложный вопрос. Жду успехов, точно понимаю, что я работаю на своем месте, там, где я должен быть. Я был в этом уверен до конкурса и абсолютно уверен сейчас. Это еще одно доказательство, что я на своем месте. А раз это так, то значит все должно получаться, должен быть успех.


Людмила Макарова